Детские конфликты и их логико-структурный анализ

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от одного до двух лет (японские воспитатели, например, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возраста). В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я. Л. Коломинскому и Б. П. Жизнев-скому, были собраны и проанализированы 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр.

Полученные авторами эмпирические данные подтверждают описанную Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры. Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведе

ния), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).

Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.

Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

•      повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

•      проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;

•      отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта — детей;

•      эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

•      вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

•      уход на нейтральную сторону;

•      беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

•      уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навьь ков в урегулировании конфликтов;

•      сохранение и укрепление межличностных отношений.

В анализе детских конфликтов вполне можно рассматривать способы и формы их разрешения, динамику протекания, содержание конфликта, его фазы и стадии, участников, их мотивацию и субъективную интерпретацию конфликта, функции и генезис конфликтов.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы принимаются практически всеми. Это — проблема (противоречие), конфликтная ситуация, участники конфликта и их позиции, объект, «инцидент* (повод для выяснения отношений, пусковой механизм), конф

ликт (начало активного процесса, развитие и разрешение). Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта: ресурсный (предметный, связанный с расширением игровой территории) или отношений.

Объектом
конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта — дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания;

•      стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии, общении детей);

•      стадию перехода потенциального конфликта в реальный (фрустрация, осознание, что нарушена его территория или ущемлены личные интересы);

•     стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия, потасовка и т. д.);

•      стадию снятия или разрешения конфликта. Непосредственные причины возникновения конфликтов

между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.

Детские конфликты в соответствии с типологией по составу конфликтующих сторон можно отнести к внутрилич-ностным, межличностным, внутригрупповым.

Детские конфликты также можно рассматривать в соответствии с классификацией по форме и степени столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.); стихийным, т. е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности. Каждый конфликт — опасен он или нет — протекает по-своему, если налицо грубые проявления агрессии. Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные (табл. 2).