- Дидактическая игра(от двух до трех лет)
- Театрализованная игра (от двух до трех лет)
- Сюжетно-ролевая игра (от двух до трех лет)
- Дидактическая игра
- Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра(от шести до семи лет)
У детей 6-7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредо-ванность собственного поведения. На смену непроизвольно-произвольному приходит произвольное поведение. В последний год перед школой у детей нередко проявляются возрастные кризисные признаки, выражающиеся в неадекватном поведении, негативной реакции на указания взрослых, что, по мнению Л. С. Выготского, связано с потерей детской непосредственности и стремлением ребенка утвердить себя в роли более взрослого человека. Ребенок начинает осознавать себя членом общества взрослых. Это отражается в обостренном интересе к общественной деятельности людей, к событиям, происходящим в мире; новых социальных контактах детей (с педагогами —руководителями кружков, секций и студий; со сверстниками и более старшими детьми во дворе и в кружках вне детского сада; со знакомыми и незнакомыми людьми непедагогических профессий и др.). Ребенок готов контактировать с этим новым для него миром, согласен принимать его правила.
В детском саду важным моментом для детей подготовительной группы является сам факт прохождения последнего дошкольного этапа жизни. Несмотря на то что школа пока привлекает детей лишь внешней атрибутикой, в дальнейшем в совместной учебной деятельности учитель представит им новое содержание учебных предметов. Воспитатель должен направить свои усилия на главные звенья подготовки к школе: развитие произвольности поведения, повышение интеллектуально-творческой активности детей, выражающейся в стремлении познать новое, в овладении способами познавательной деятельности, в умении преобразовывать, варьировать — то есть творить, действовать самостоятельно, инициативно, иметь свою точку зрения на происходящее, воспринимать мнение другого.
В старшем дошкольном возрасте произвольность поведения и интеллектуальная активность эффективно развиваются в играх с правилами. Е. О. Смирнова пишет о том, что развивающий эффект игр с правилами обуславливается характерной позицией взрослого: педагог является одновременно участником и организатором игры; ему принадлежит инициатива в планировании, организации и проведении дидактических игр на занятиях. При этом в разных видах деятельности обучение дошкольников имеет свою специфику. Например, воспитатель должен научить детей не только правильно считать, определять основные свойства предметов и т. д., но и рассуждать, формулировать арифметическое действие, давать развернутый ответ, устанавливая взаимосвязь явлений.
К подготовительной группе дети имеют определенные представления об основных признаках предметов (цвет, форма, величина, количество), различают свойства отдельных предметов и целых групп
предметов; выделяют признаки отдельных частей предмета и соотносят части с целым предметом. Педагог должен систематизировать, расширять и углублять знания, полученные детьми в предыдущих группах. Большое значение приобретают дидактические упражнения, п которых дети постепенно оттачивают необходимые навыки (счета, классификации, определения состава числа и т.д.). Они с удовольствием упражняются в нахождении последующего или предыдущего числа (на конкретном материале и с цифрами), в различении цифрового эквивалента количества предметов. От занятия к занятию дети действуют точнее, у них развивается сноровка, необходимая для перехода к следующим, более сложным этапам обучения.
Дидактические игры «Покажи с помощью цифры», «Раздели квадрат на части», «Сколько стоит?» и др. знакомят детей с новыми для них заданиями, учат проявлять смекалку, развивают сообразительность. В дидактических играх закрепляются полученные знания и умения: развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Особенность дидактической игры состоит в том, что старшие дошкольники будут играть в нее, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей. Тогда появится усидчивость, некоторая сдержанность в выполнении игровых действий (чтобы не пропустить и продумать свой ход в игре, сообразить и дать верный ответ, успеть опередить товарища).
Воспитатель во время подготовки к дидактической игре должен особенно внимательно продумывать все тонкости ведения игры, учитывать реакцию детей, эффективность созданных условий, а также рассчитывать продолжительность игры. Если дети не уяснили правила игры, то нарушение порядка действия приведет к хаотичности, понижению результативности в выполнении учебной задачи, к потере общего эмоционально-положительного фона игры. Например, в дидактической игре «Сколько стоит?» дети, спросив о цене, должны заплатить за товар, правильно посчитав его стоимость, которую продавец сообщает в виде условия задачи: один окунь стоит 8 рублей, а щука стоит меньше на 1 рубль. Если дети не поняли, что основная задача заключается в умении правильно соотнести условие задания и вопрос (от этого будет зависеть правильность решения), а также правила (делать покупки по очереди; давать продавцу-воспитателю время объяснить покупателю-ребенку, сколько стоит товар; рассуждать вслух, определяя стоимость товара), то не получится порядка в игре: в суете дети не сориентируются в счете —одни не смогут верно решить поставленную задачу из-за того, что не услышали условие, другие потому, что торопились быстрее дать ответ; в итоге игра не принесет ожидаемого результата.
В изучении величин помогут дидактические игры с меркой. Воспитатель поручает детям организовать ателье для кукол; руководит постройкой новой школы, в которой надо распланировать разные по форме классы. Измерение материалов (фанера, бумага, ткань, картон, пластилин,
вода, песок и др.) разными мерками дает детям возможность установить зависимость между математическими категориями: мерой, величиной и количеством. Практические действия измерения, вводимые в содержание игры, поддерживают интерес к ней, так как носят характер опытной работы, экспериментирования и делают игру творческой, развивающей. Дети, у которых еще недостаточно развит глазомер, не сразу могут определить без специального измерения соответствие предметов по величине, поэтому в дидактической игре с замерами обычно создается атмосфера удивления и радости. Очень важно добиваться в таких играх точных практических результатов (решить задачу, измерить правильно), но не менее важен для детей и другой результат игры — победа, выигрыш.
В играх дети подготовительной группы стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. В таких играх проявляются коллективистские качества, играющие важную роль в их жизни. Чувство локтя, гордость за товарищей, удовлетворение от победы и понимание того, что трудный путь к выигрышу не напрасен, — вот моральные итоги коллективных дидактических игр, придающие им воспитывающий характер. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, дается оценка работы команд. Воспитатель должен выслушать мнение всех желающих и, подводя итоги, подчеркнуть преимущества совместной работы.
Коллективный характер творчества, проявляющийся в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать чужое мнение, просить совета и помощи. Исследуя коллективную деятельность детей в изобразительном искусстве, Т. С. Комарова и А. И. Савенков отмечают, что интерес к ней значительно повышается, если ее результат имеет общественную ценность. В процессе коллективного изобразительного творчества дети подготовительной группы создают красочные панно, яркие плакаты, элементы оформления для спектаклей, праздников; декорации и маски для игр-драматизаций, придуманных ими или поставленных по народным, авторским сюжетам. Результат совместной работы значительно превышает потенциальные возможности каждого участника. Совместно выполненная работа гораздо привлекательнее и выразительнее, чем индивидуальная, и значительно сильнее воздействует на зрителей.
Дидактические игры органично вплетаются в занятия по изобразительной деятельности. Приведем пример.
Дети терпеливо готовят подарки имениннице Насте: вырезают фигурки кукол и разрисовывают их, вырезают сарафаны и украшают их узорами; у каждого ребенка получается своя кукла. Дидактическая игра «Сложи узор* позволяет детям вспомнить и использовать в украшении одежды элементы народной росписи. Затем ребята наклеивают кукол на осно-
ву так, чтобы получился кукольный хоровод. В конце занятия дети берутся за руки и заводят настоящий хоровод — это замечательный подарок имениннице. При этом каждый ребенок ощущает радость творчества и участия в общем деле.
В играх детей подготовительной группы значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает им в виде карт, чертежей, рисунков, схем — наглядных пространственных моделей. В процессе работы с моделями они усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых явлений. Дети могут построить с помощью чертежа необходимую конструкцию, определить местонахождение какого-либо предмета по плану. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения. Воспитатель варьирует задания, а дети проявляют все большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые для них роли (например, ведущего, организатора, советчика).
На занятиях, посвященных знакомству с предметным окружением, дети погружаются в игры-путешествия в историю предметов («Что было до…»), в игры-проекты современных жилищ («Дворец техники»). Изучая явления общественной жизни, они учатся составлять генеалогическое древо своей семьи, знакомятся с историей родного города (поселка); у них формируются такие качества, как патриотизм, уважение к старшим, любовь к Родине. Дидактические игры на данную тематику способствуют повышению познавательной активности детей, закреплению и систематизации знаний.
Дидактические игры, связанные с темой Родины, России, с воспитанием чувства долга перед людьми, защищавшими нашу землю в разные времена, должны быть тщательно продуманы, проведены без спешки, так как в этом возрасте детям доступны глубокие переживания, серьезные намерения, обдуманные поступки. Беседуя с ними, например, о Российской армии, нельзя обойти стороной проблему объединения и укрепления всех военных сил под Российским флагом. Многие современные дети не знают названий родов войск, не различают виды военной техники, не слышали военных солдатских песен. Изучая материал по теме, воспитатель должен рассчитывать на то, что многое придется сообщать детям впервые. Поэтому на него возлагается особая миссия: систематизируя имеющиеся знания и восполняя пробелы в знаниях, подходить к данным вопросам неформально, проявлять свои глубокие убеждения и гражданские чувства, быть убедительным, подходить к упражнениям и играм на данную тематику чутко и ответственно. В таких играх победителем может стать тот, кто может вспомнить рассказы своих родственников о военной службе, литературные произведения по теме, вспомнить военные праздничные даты, привести примеры музыкальных произведений, отражающих во-енную тематику. Можно провести с детьми дидактические игры «На-
зови и расскажи о современных родах войск», «Конкурс военной песни», «Кто плавает, кто летает».
Изучая родную страну, дошкольники учатся беречь ее природу, знакомятся с ее растительным и животным миром, получают представление об экосистеме как особом природном комплексе. Знания о конкретных представителях мира животных и растений должны опираться на представления о среде их обитания, о поддержании экологической чистоты на планете, бережном использовании природных ресурсов. Дидактические игры по данной теме часто включают в себя обсуждение экологических ситуаций, возможной помощи по охране природы и т.д. Например, в игре «Подбери пару» дети ищут парные картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки людей, отдыхающих на природе: на водоеме, в лесу, в парке, в поле. Дети должны найти как можно больше пар картинок, раскладывая их в разные места (картинки с изображением хорошего поступка кладут в коробку, а картинки с изображением плохого поступка — на полку). В игре нужно соблюдать правила: ошибка при иод-боре пары грозит штрафом (минус одно очко), к подобранным парам в конце игры даются исчерпывающие комментарии (что изображено, почему так поступили, можно ли исправить ситуацию, как надо было поступить, каковы последствия поступка). Выбранный судья считает очки, регулирует соблюдение правил игры, присуждает штрафы и выигрыши. Зрители (дети, не участвующие в данный момент в подборе пар) но знаку судьи могут дополнять комментарии и также получать очки.
В дидактических играх детей подготовительной группы основная дидактическая задача, которая ставится воспитателем для углубления знаний и развития навыков в какой-либо деятельности, сопровождается одной или несколькими сопутствующими задачами. Например, в игре по экологии «Подбери пару» ребенок, кроме экологических знаний, получает возможность поупражняться в развитии речи. Воспитатель намеренно вводит правило: объяснение своего выбора нужно сопровождать хорошо изложенными краткими комментариями. Тогда главная задача (закрепить представления о долге человека быть защитником природы и о способах сохранения природных ресурсов) дополняется побочной (уметь ясно рассказать о пользе хорошего поступка).
В ролевых играх дети проигрывают различные ситуации, в которых иногда требуется разрешить противоречие, урегулировать откровенный конфликт, найти выход из сложного положения. Здесь на помощь ребенку приходит воображение, которое подскажет ему, как герой должен поступить в конкретной ситуации.
Дидактическая игра может представить ситуацию комично, фантастично или даже нелепо, тогда задача играющих будет состоять в том, чтобы разобраться в реалистичности событий, например, в игре в небылицы. Если в старшей группе дети сравнивали в такой игре 2-3 небылицы, то в теперь они запоминают 6-7 и более нелепиц, а также придумывают их самостоятельно.
Если «переложить» на музыку настроение таких игр, то дети смогут определить, какая музыка больше подходит к небылицам. Это может быть гротесковая, юмористическая, шутливая музыка, которая поможет оттенить интонацию, создать нужное настроение. Можно подобрать подходящую музыку из некоторых произведений С. Прокофьева, В. Гаврилина, Д. Шостаковича и др. Воспитатель, вслушиваясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, например, слышен громкий вой летящих по небу медведей, и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих на происходящее пальцами:
Медвежата летят, толстопятые кричат: «У-у-у, мы летим в Москву!* Поросята летят, еще больше кричат: «Хрю-хрю-хрю, полетим на Луну!».
Дети в таких играх под музыку должны внимательно следить за каждой строчкой, чтобы успеть вовремя сменить движения и мимику. Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хорошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, которые исходят из смыслового содержания небылицы (бывает или не бывает), но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть, а не просто стало смешно. Для этого надо отдельно работать над каждым образом, пытаться его раскрыть в ролевом воплощении. Неисчерпаемая фантазия воспитателя и детей поможет совершенствовать игровую ситуацию и сделать ее учебной. Обучение созданию художественного образа требует особой атмосферы доверия, радости, тепла и внимания.
Можно использовать в играх не только словесные небылицы, небылицы с музыкальным фоном-сопровождением, но и просто музыкальные небылицы. Например, мы разработали музыкально-дидактические игры иод общим названием «Перевертыши» (из серии «Узнай мое настроение»). В этих играх словесный и музыкальный тексты несут противоположную интонационно-смысловую нагрузку, происходит несовпадение музыки и слов. Ребятам нелегко распознать подлинное состояние персонажа, от имени которого ведется повествование.
Вот первый перевертыш — «Я плачу…»:
Я плачу целый вечер, Совсем ис хохочу. Я очень загрустила. Гулять я не хочу.
Музыка этой игры прямо противоположна тексту по интонации: она веселая.
Перевертыш «Песенка моя»:
Ах, какая в парке музыка играла, Пели и смеялись все мои друзья. Веселей была всех я, Со мной — песенка моя. Самая веселая моя.
В этой игре словесная интонация имеет оптимистичный, радостный, а музыкальная — грустный характер.
Примером перевертыша, в котором не просто разобраться, может служить песенка Е. Попляновой на слова Б. Заходера «Кискино горе»:
Плачет киска в коридоре, У нес большое горе: Злые люди бедной киске Не лают украсть сосиски.
Фабула проста на первый взгляд, но можно разыграть целый оперный спектакль на тему «Киска и сосиски». Исходя из содержания словесного и музыкального текста, трактовка может быть двоякой; можно представить, что киска действительно несчастна: люди бессердечны, ни за что ее не пожалеют, но в связи с тем, что музыка — это открытая для прочтения система, возможна прямо противоположная интерпретация: киска — проныра, сколько не дай, ей все мало. «Ах, жадные людишки, не дают мне, киске, стащить чего-нибудь повкуснее!» — возмущается оскорбленная кошка. Это прочтение подтверждается музыкальным сопровождением (динамика «форте», аккордовая фактура и т.д.), и песня может быть трактована как небольшая комическая оперная сцена, в которой роль обиженной, горделивой кошки, не понятой людьми, музыкальный руководитель должен исполнять, комично имитируя оперный голос.
Современная дидактическая игра, как отмечают исследователи, в частности, О. В. Дыбина, должна раздвинуть рамки традиционности. Для того чтобы «синтезировать элементы познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей, исследования, экспериментирования и общения со взрослым» с целью развития важных для современного человека качеств, нужны новые игры. Художественно-эстетическое взаимодействие также не всегда укладывается в рамки познавательных, только игровых, жестко дидактических задач.
В воспитании старших дошкольников важное место занимает дидактическая игра с элементами драматизации. Использование драматических элементов (принятие на себя роли) в дидактической игре вносит разнообразие в игровую деятельность детей. Например, для того чтобы научить детей различать мажорный и минорный лады, мы успешно использовали разработанную нами дидактическую игру «Торт», в которой мелодия движется по ступеням мажорных и минорных трезвучий, всякий раз задерживаясь на каждой отдельно, чтобы более устойчиво почувствовать себя на этих ступенях:
(Мажор, радостно)
Торт, торт, торт! Мы купили торт!
Начинаем есть вершочки — очень вкусные цветочки,
А на самой серединке — шоколадная начинка,
А внизу — помадка, тоже очень сладко!
(Минор, уныло)
Торт, торг, торт. Мы доели торт.
Где же тут вершочки?
Где же серединка?
И куда исчезла помадная начинка?
Очень важным моментом в этой игре является использование наглядного пособия — трехслойного торта, сделанного из поролона, оформленного «кремовыми» розами и раскрашенного. Торт очень похож на настоящий. Воспитатель (музыкальный руководитель) использует воздействие пособия на детей с целью внимательного интонирования устойчивых ступеней мажорного и минорного лада, не абстрактно показывая расположение ступеней рукой в воздухе, а наглядно дотрагиваясь до каждого слоя рукой. Благодаря впечатляющему торту и ясному мелодическому рисунку дети легко усваивают на слух отличия двух ладов в этой музыкальной игре.
В подготовительной группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать (и придумывают, особенно когда педагог их поддерживает, дает ориентир, наталкивает на тему, помогает технически воплотить) дидактические игры самостоятельно (лото, домино, разрезные картинки и т.д.). В научно-методической литературе приводятся примеры игр, придуманных старшими дошкольниками. Например, в исследованиях Т. С. Комаровой описаны игры «Домино» (дети сравнивают изображения соцветий, листьев, грибов, правильно их называя и выстраивая по принципу домино), «Радуга» (дети подбирают предметные картинки по цвету радуги), «Рыбки плавают в пруду» (дети подбирают рыбок, подходящих по цвету к ручью, к пруду; располагают их в ряд от светлых к темным оттенкам одного цвета). Такие игры особо любимы детьми, так как они сделали их своими руками. По мнению Т. С. Комаровой, участвуя в создании такой игры, дети в деятельной форме познают и отражают объекты природы и их свойства. В такие игры могут играть и ребята других групп.
К концу дошкольного детства у детей накапливается достаточно большой опыт дидактической шры. Играя самостоятельно, они могут обучать друг друга незнакомым шрам, вводить новые правила, условия в известную игру. Для обучения новой игре воспитатель не всегда должен привлекать всю группу детей. Он может дать объяснение нескольким рбятам, а остальные будут обучаться с их помощью. При этом педагог следит, чтобы владеющие игрой дети смогли доходчиво объяснить игру остальным ребятам. Взаимообучение имеет важную роль в формировании активности детей, развитии их интеллектуальной сферы.