Дидактическая игра(от пяти до шести лет)

Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз. Дети 4-5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому

действию, а в 5-6 лет проявляют сосредоточенность и целенаправленность, стремясь произвести действие наиболее точно. У них возрастает желание преодолеть препятствия, справиться с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно. Е. И. Радина отмечает самостоятельность и общительность у детей данного возраста, положительно влияющую на способность к самоорганизации. Эти качества характерны лишь для тех детей, у которых есть некоторый опыт дидактической игры. Возросшее стремление более точно соблюдать правила свидетельствует о развитии произвольности психических процессов.

Дети этого возраста могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы. Они не только составляют целое из частей, но и учатся делить его на равные части, воспринимая соотношение целого и части. Дидактические упражнения типа «Мы делили апельсин», «Каждому гостю — по куску пирога», «Поделись с товарищем» помогут детям решить поставленную задачу путем создания соответствующей игровой ситуации. Для измерения величины предмета используются приемы наложения и приложения предметов (подходит ли Мишке кроватка, машине — гараж, какой кукле подойдет платье).

В дидактической игре «Выбери ленточки» дети действуют с предметами, накладывая их или прикладывая к образцу; ищут ленточку другого (такого же) цвета и размера, более или менее широкую и т.д. В других играх, сравнивая предметы по форме, они различают овалы, круги, треугольники, четырехугольники. Дидактические упражнения помогут детям подобрать фигуры в соответствии с игровой задачей («Круги и овальчики для лисы и зайчика», «Коврики с углами») разной степени сложности. Усложнить задачу можно, предлагая им подобрать фигуры определенной величины (два больших овала и один маленький), цвета (синий кружок, красный кружок и зеленый четырехугольник —по выбору), материала (все фигуры деревянные и одной величины).

Ориентировку в пространстве развивают упражнения на определение положения различных предметов относительно друг друга или относительно самого ребенка. В таких играх дети могут, как бы проверяя друг друга, дать товарищу задание («Встань так, чтобы видна была улица») и затем спросить: «Где ты стоишь?» («перед окном», «сзади стола», «сбоку от шкафа», «справа от стула», «у левой стороны окна»).

Интересны детям игры, в которых надо определить, что изменилось. Для таких игр воспитатель вместе с детьми может придумывать специальные сюжеты, обозначая их жанр («детективный», «военный»). Неожиданность игровой ситуации и интересное содержание вызывают у детей ощущение новизны, азарт, а конечная цель — выйти победителем в игре, «разгромить вражеские полки», придумав лучший план,— придает уверенность в своих силах, увлекает сюжетом. Для таких игр необходима предварительная подготовка: детям читают сказки, рассказыва-

ют о знаменитом сыщике, проводят игры-драматизации, в которых проигрываются прочитанные сюжеты, ситуации. В сюжетно-дидактичес-ких играх можно использовать музыкальное сопровождение (например, звук трубы как сигнал сбора полков), стихотворный текст для создания эмоционального фона («Лязг и скрежет металла, вой и грохот орудий — все (мешалось сначала, затемняя рассудок», «И пошли полки ровной линией: положить врага на чужой земле!»), танцевальные движения для ощущения накала обстановки (например, можно придумать «ганец воинов»). При этом активизируется воображение детей, появляется свобода движений, артистизм.

Дети этого возраста стремятся использовать в играх подручные материалы, подбирают интересные игрушки. Для игр в воинов они самостоятельно изготавливают необходимые атрибуты. Знакомя детей с историей страны, рассказывая о жизни древнерусских государств, о богатырях, о походах, воспитатель может провести дидактические игры («Собери воина в поход»), в которых нужно подобрать коня, одежду, оружие для воина. Изучая с детьми народные песни, игры, хороводы, воспитатель проводит дидактические упражнения и игры на знание пословиц, потешек и поговорок па разную тематику («Кто больше назовет»), на использование песен в контексте народного календаря. Например, педагог раздает ребятам разные картинки с сюжетами народных праздников. Дети слушают песню (в исполнении взрослого или в аудиозаписи), находят и поднимают соответствующую карточку («У наших ворот всегда хоровод»). Усложнением игры может быть введение нового правила: ребенок, поднимающий карточку, называет пословицу про праздник, изображенный на карточке (или про досуговое время вообще, например, «Всякая душа празднику рада»). Различные народные игры (с мячами, луками) как средство передачи духовного опыта поколений способствуют развитию нравственных и физических качеств (отваги, смелости, дисциплинированности, меткости, подвижности и ловкости). Самодельные баклуши, трещотки, свистульки знакомят детей с необычным звучанием, открывают технические возможности народных инструментов. Игры-загадки «Угадай, на чем играю» позволяют выделить и запомнить тембр редко звучащего инструмента. Такие игры проводятся без поспешности, в них дидактическая задача ставится одновременно с художественной. Персонажи выступают в игре в стихотворных образах:

Волк забрался на скамейку, В лапы взял спою жалейку. Чтобы стало веселей, Сил, жалейка, не жалей!

(Т. Собакин и др.)

Игры в куклы всегда были любимы детьми. В ролевой игре дети изображают разные периоды взросления куклы-дочки: кукла-младе-

нец, воспитанница детского сада, кукла-школьница. Воспитатель подсказывает, что требуется для куклы того или иного возраста. При этом девочки старательно входят в роль мамы, а мальчики моделируют поведение отца куклы-ребенка.

Дифференциация ролей по половому признаку в сюжетно-ролевой игре, по мнению ученых, предлагающих этические беседы и игры, позволяющие мальчикам и девочкам проявить себя согласно своему полу, проявляется довольно рано. В дидактических играх, моделирующих различные иолоролевые поведенческие ситуации («Как поступить», «Красивые слова», «Ссоримся-миримся», «Уголок мастера и мастерицы»), дети не только узнают о внешних признаках мужского или женского типа поведения (проявлять заботу, уступать место и т.д.), об атрибутах, обозначающих принадлежность к тому или иному полу, но и познают себя в игре, проявляя особенности характера («Мужчина должен поступить так, но смогу ли я это сделать в действительности?»). В таких играх нужно объединять детей, предоставляя им возможность побыть вместе вдвоем-троем («молодецкой» или «девичьей» компанией), чтобы подумать, как поступить.

Детям этого возраста необходимо предоставить возможность проявить себя в положительном с точки зрения окружающего общества (коллектива) поступке. Воспитатель знакомит их с лучшими образцами художественной литературы, учит делать нравственный выбор в той или иной ситуации, создавая условия, раскрывающие в ребенке те или иные нравственные качества: осведомленность о характере проявления того или иного качества (внешние признаки), о душевном состоянии человека, совершившего какой-либо поступок (внутренние признаки), и последствиях этого поступка.

Дидактические игры по известным сказкам могут придумывать взрослые вместе с детьми; в этих играх ребята могут подбирать пословицы и поговорки, отражающие нравственный смысл сказки (пословица «Белые руки чужие труды любят» подходит к сказке «Лиса и дрозд»; пословица «Что посеешь, то и пожнешь» — к сказке «Лиса и кувшин»). Дидактические игры и упражнения на формирование коллективистских качеств («Помоги товарищу»), воспитание гуманных или патриотических чувств («Вежливые звери», «Гжельские сувениры») способствуют развитию комплексных социокультурных качеств, в основе которых лежит отношение к человеку, природе, окружающему миру.

В старшей группе дети продолжают знакомиться с жизнью животных, птиц и растений. Свои впечатления они отражают в календарях наблюдений за сезонными явлениями. Например, в разное время года дети следят за поведением птиц. Составляя календарь наблюдений за зимующими птицами, они не только узнают о том, какие птицы остаются зимовать или прилетают на холодное время года к нам, но и описывают их внешний вид, окраску и повадки. Эти знания закрепляются в дидактических играх «Каких птиц знаешь», «Опиши повадки птиц».

За лето дети накапливают знания о многих овощах и фруктах. В это время года воспитатель может организовать экскурсии на принадлежащий детскому саду огород. В играх «Вершки и корешки», «Съедобное—не съедобное», выявляя знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, педагог использует элементы драматизации, и игра становится более живой, интересной. Для сохранения интереса к ней можно придумать некоторые изменения хода игры (например, выбирать желающих на роли мужика и медведя при помощи считалки; ввести ведущего; заканчивать игру русской народной игрой). Развитию интереса детей к живому миру способствует чтение книг о животных и растениях, применение драматической формы обучения. Например, драматизация рассказа В, Бианки «Чей нос лучше?» позволяет детям живее представить обитателей .чесов, озер и болот.

Неравнодушное отношение воспитателя к родной природе, родным местам передается детям в постоянном общении с ним и проявляется в различных видах деятельности: в чтении художественной литературы, в беседах на разные темы, в приобщении к искусству, где игра является связующим звеном, соединяющим вымысел, фантазию и реальное чувство. Дидактические игры, выявляющие знания детей об истории родного края, могут охватывать путешествия по «большой» и «малой» Родине. В них синтезируются разные виды и приемы работы: рассказывание по картинке, устное рисование, применение схем, разработка планов-карт. Так, в игре «Путешествие по нашему микрорайону» дети разрабатывают план поездки по наиболее интересным местам района, описывают достопримечательности, виды используемого транспорта. Ребенок, разработавший наиболее интересный маршрут, награждается знаком «Почетный житель микрорайона» и получает приз. В этой игре есть место словесной, музыкальной, изобразительной деятельности. Синтезированное содержание, развернутость дидактических игр являются их характерными особенностями.

В играх со словом ставятся задачи развития фонематического слуха, пополнения словаря, освоение речевых конструкций. В дидактической игре «Кто заметил больше небылиц?» (А. К. Бондаренко) перед детьми стоит следующая игровая задача: заметить как можно больше нелогичных ситуаций (небылиц), отличить реальное от выдуманного, что само по себе довольно сложно, ведь в тексте все перемешалось. Используя прием драматизации, воспитатели нацеливают ребят прочувствовать проигрываемую ситуацию, осознавая действия персонажей: бывает такое на самом деле или не бывает. Интерес к игре возрастает, если дети могут самостоятельно моделировать реальные и вымышленные ситуации. Творческий подход к игре делает ее более живой, расширяет границы фантазии, направляет мышление детей по нешаблонному пути.

В старшей группе воспитатель и музыкальный руководитель используют в музыкально-дидактических играх специальные наглядные

пособия, позволяющие ребенку чувствовать себя уверенно в мире музыкальных звуков. В дидактических играх, разработанных Л. Н. Комиссаровой, например, «Кто поет?», «Лесенка», лети определяют звуковы-сотные соотношения, особенности регистров. В игре «Ритмические кубики» развивается представление о ритме, в игре «Сложи песенку» — о форме музыкального произведения. Применение наглядности всегда вызывало бурные споры в педагогике, потому что наглядные средства часто используются формально, формируя у детей своего рода шаблоны восприятия. Одна из задач методики использования наглядных средств состоит в том, чтобы воспитатели (музыкальные руководители) имели четкую цель их применения.

Если педагог знает, в каких случаях целесообразно использовать наглядное средство обучения, понимает необходимость его применения именно в этот момент занятия (например, до звучания музыкального произведения или после него), то дидактическая задача решается наиболее успешно. Например, если дети несколько раз играли в игру «Серый волк и Красная Шапочка» (музыка Г. Левкодимова), то они уже хорошо запомнили музыку, характеризующую героев. Поэтому на следующих этапах применение карточек, изображающих сказочных героев, будет нецелесообразным, так как дети хорошо отличают один музыкальный образ от другого и могут проследить их чередование на слух. Главной задачей обучения на этом этапе становится более близкое знакомство с музыкой: выявление общего характера каждого музыкального образа (Волк, Красная Шапочка), сравнение двух настроений (тревожно-зловещее и веселое) этих музыкальных образов, определение формы музыкального произведения, вычленение его структуры путем восприятия и усвоения очередности появления тем-образов (Красная Шапочка — Волк — Красная Шапочка).

Интересна детям игра на основе программной музыки Р. Шумана «Дед Мороз». В ней дети узнают два главных музыкальных образа (Дед Мороз и Метель), которые появляются поочередно, образуя трехчаст-ную реиризную форму с контрастной серединой. На первом прослушивании («Встреча с героями») дети выясняют, какие музыкальные темы-образы они услышали. Затем эти образы схематично представляются на карточках, и ребята выкладывают порядок появления музыкальных тем-образов, выясняя, что образ Деда Мороза появляется в музыке дважды — в начале и в конце, а образ метели один раз —в середине пьесы.

Дети 5-6 лет уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактические игры, повторяют действия, которые усвоили на занятиях с воспитателем. Постепенно осваиваясь, они играют более уверенно, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры. Воспитатель должен расширять круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила,

изменялись игровые условия. В ходе игры педагог отмечает, каким образом включался в игру каждый ребенок, чего ему не хватало для активного участия; какие умения и навыки закрепились, развились; оценивает результативность игр в формировании коллективистских качеств.