- Театрализованная игра (от шести до семи лет)
- Дидактическая игра(от шести до семи лет)
- Дидактическая игра(от двух до трех лет)
- Театрализованная игра (от двух до трех лет)
- Сюжетно-ролевая игра (от двух до трех лет)
Сюжетно-ролевая игра(от шести до семи лет)
К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиняться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Если раньше в выборе роли главное место занимала ее внешняя привлекательность, то теперь осознается социальная польза роли. Большим успехом у детей этого возраста пользуются рассказы про мужественных людей (спасателей, летчиков, первопроходцев), фантастические приключения, увлекательные истории. В сговоре на игру дети обсуждают замысел; при этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты. Ребята с жаром определяют долю своего участия в игре, стремясь получить наиболее социально значимую роль. Место действия игры неузнаваемо преображается: дети используют различный подручный материал, игрушки, предметы интерьера. Они применяют в игре знания, позаимствованные из разных источников: из жизненного опыта, из книг, кинофильмов, рассказов, произведений музыкального и изобразительного искусства, экскурсионных впечатлений, специальных бесед, тематических вечеров. Приведем пример.
Папа Саши—моряк. Он часто рассказывает сыну о трудностях морской службы, показывает видеозаписи, в которых можно увидеть его корабль, некоторые моменты рабочего дня моряков (подъем, прием пищи, смена вахтенной команды, уборка палубы), замечательные морские пейзажи, разные города. Саша принес в группу видеоматериалы и фотографии. Дети увидели фотографии моряков — крепких, рослых мужчин, которые умеют справляться с тяготами морской службы. Воспитатели пригласили в группу папу Саши, механика машинного отделения, который рассказал о своей важной работе, обеспечивающей жизнедеятельность корабля. После знакомства с жизнью экипажа на корабле дети под руководством Саши затеяли игру. Саша выступал в игре как безусловный лидер, дети прислушивались к его распоряжениям: где расположить капитанскую каюту, как оборудовать машинное отделение. При распределении ролей большинство мальчиков захотели быть механиками машинного отделения, а девочки были согласны стать матросами, коками и помощниками капитана. Таким образом все дети были вовлечены в игру. Саша, лидируя в игре, учил играть других детей; в то же время совершенствовались его игровые умения (организовывать игру, вводить правила, договариваться о распределении ролей, оценивать игровую обстановку, действовать в конкретной воображаемой ситуации, корректировать ролевое взаимодействие играющих). После игры воспитатель предложил вниманию детей репродукции картины И. Айвазовского «Рыбаки на берегу моря» и «Девятый вал». Сравнивая их, дети должны были не только рассказать об изображенных событиях, но и, охарактеризовав общее эмоциональное настроение каждой картины, описать душевное состояние людей, отмстив контраст полотен. Еще более сложным было задание рассказать, какие чувства вызывает каждая картина и какими выразительными средствами изображено подобное состояние стихии.
Игра и искусство тесно связаны между собой: игра заставляет ребенка почувствовать себя в роли другого человека, а искусство помогает эмоционально пережить эту роль.
Приведем пример коллективной сюжетно-ролевой игры.
Мама Маруси работает в магазине, являясь одновременно его владельцем, директором и продавцом. Маме помогают Маруся и ее старший брат. Маруся видит, как привозят товар, проверяют накладные; помогает маме и брату разгружать товар и устанавливать его в подсобном помещении. Особенно ей нравится помогать маме оформлять витрину и прилавок. В сюжетно-ролевой игре Маруся часто играет с девочками в мамин магазин, рассказывает им, как надо расставить товар, чтобы витрина привлекала покупателей. Такая игра дала воспитателю повод провести дидактическую игру «Расставь посуду», в которой дети должны были оформить витрину так, чтобы она понравилась покупателям, и объяснить, чем она привлекательна. Дети хорошо справились с заданием, у каждого получилось по-своему красиво, им было интересно подбирать посуду— чашечки к блюдечкам и т. д., свою витрину они расхваливали, объясняя: «Главное, чтобы она была красивой, чтобы аккуратно все стояло, чтобы цветочки на чайничке было видно». Маруся рассказала о том, как надо расставлять товар: самые яркие и дорогие сервизы должны находиться на уровне глаз покупателя, чтобы их побыстрее купили, а на нижних полках можно поставить более дешевый товар.
Затем воспитатель предложил детям поиграть в магазин. При распределении ролей, к удивлению педагога, роль директора магазина взяла на себя другая девочка, а Маруся захотела придумать для себя новую роль, но не знала, кем еще можно быть в этой игре. Воспитатель предложил ей роль менеджера торгового зала и рассказал о деятельности менеджера. Маруся заявила: «А-а, я знаю, мама тоже смотрит за залом и предлагает товар. Надо самой больше знать о товаре, чтоб выгодно предложить его покупателям». Дети начали играть, но очень немногие ребята захотели быть покупателями. Получился магазин без покупателей. Тогда воспитатель предложил провести в магазине распродажу весенней коллекции одежды и конкурс на самого вежливого продавца и покупателя. Игра развернулась с новой силой благодаря неожиданному повороту сюжета. Некоторые дети, выступавшие в роли покупателей, намеренно вели себя капризно, чтобы продавцы терпеливо объясняли им, сколько стоит товар и какого он качества. Затем ребята менялись ролями, продавцы становились покупателями.
Игра длилась не один день; по ходу нее появлялись вопросы, требующие немедленного решения (как правильно оформить покупку товара, для чего нужен гарантийный талон, как из магазина развозят мебель покупателям на дом и др.). Затем педагог организовал поход в мебельный магазин, где дети побеседовали с его директором и увидели, как идет работа в магазине.
Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь (например, после изучения смысла и назначения различных профессий, деятельности каких-либо предприятий предложить детям составить рассказ об увиденном, устроить выставку изделий предприятия, на котором они побывали, сопроводив ее рассказом экскурсовода —директора данного предприятия).
Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре — это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатлений.
Необходимо развивать коллективное детское творчество. Этому способствует создание ситуаций, наталкивающих на новую, интересную для игры мысль: внесение воспитателем какого-либо инвентаря, необычного предмета; чтение захватывающей книги. Так рождаются новые замыслы, появляются смелые проекты, фантастические планы, требующие размышления и подготовки. Например, для игр в путешествия необходимо подготовить снаряжение (теплые вещи, посуду, туристические палатки и др.)» карты для определения маршрута, приборы (компас, барометр). Во время подготовки к игре воспитатель учит детей работать с картой, ориентироваться по компасу, составлять и обозначать предполагаемый маршрут; проводит дидактическую игру «Собери рюкзак туриста», затем предлагает им объединиться в творческие группы и выполнить аналогичные задания, но сделать это быстрее.
Во время подготовки к игре воспитатель читает детям увлекательные истории про путешествия, научно-популярную литературу про экзотические страны. Например, ребята отметили в своих картах посещение разных стран. Поставив перед собой такую цель, они должны узнать как можно больше о населении, растительном и животном мире, климате изучаемой страны; народах, населяющих страну, их языках, обычаях и традициях. Разбившись на группы, дети могут изготовить элементы костюмов, разучить песни и танцы, используя аудиозаписи, и устроить вечер интернациональной дружбы у импровизированного костра. Изучая животный мир, ребята готовят выставку рисунков и вылепленных фигурок животных, обитающих в данной стране.
Дети обсуждают игру, и ее развитие во многом зависит от инициативы играющих. Задача педагога —активизировать их творческую мысль, побуждая их по-своему обустраивать игры, применять полученные самостоятельно знания (например, по предложению воспитателя дети могут посмотреть телепередачу, прочитать с родителями рассказ, провести какие-то опыты).
В этом возрасте дети используют предметы-заместители, неоформленные детали, игрушки все более избирательно. Теперь они подбирают игровой материал, применяя самодельные игрушки, конструируя целые блоки для создания предметной среды. Конструировать игрушки специально для конкретной игры дети могут как на занятиях по труду и конструированию, так и непосредственно перед началом игры, когда решают, чем воплотить свой игровой замысел. Воспитатель должен предоставлять им время для таких поделок; можно организовать конкурс на лучший проект (летательного аппарата, бензоколонки, трамвайного депо и т. д.).
Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников должны наполняться интересным содержанием, отражающим прошлое и современную жизнь, в которой есть место фантазии, выдумке, эстетике. Воспитатель должен тщательно отбирать литературный и жизненный материал в качестве примеров, целенаправленно формируя эстетический вкус детей и жизненную позицию. Формируя эстетическое отношение к жизни, необходимо чаще использовать в играх красивые вещи, направлять их на изготовление изделий, которые будут радовать глаз своим эстетичным оформлением. Так, изготовив подносы из папье-маше, дети не только устраивают выставку своей продукции, но и могут рассказать любопытным посетителям (родителям, сотрудникам и воспитанникам детского сада) о том, как создают такие изделия, какие виды художественной росписи при этом используют; о русской традиции украшать дом красивыми подносами, используя их как непременный атрибут праздничного домашнего чаепития людей разных сословий. Можно устроить в группе чаепитие и пригласить на него родителей.
Готовые изделия дети используют в своих самодеятельных играх, моделируя работу художественной мастерской, зазывая покупателей на ярмарку, устраивая посиделки. В таких сюжетно-ролевых играх им пригодятся знания, полученные как на занятиях, так и вне их.
У детей 6-7 лет нередко можно наблюдать игры смешанного типа, в которых соединяются драматизация и подвижная игра, забава и дидактическая игра, игра-путешествие и игра-шутка, развлечение и др. Общим является наличие воображаемой ситуации и стремление детей к познанию, а также желание педагога совершенствовать игру, в которой будут развиваться их игровые умения и личностные качества.
В содержании самодеятельной игры отражаются знания и навыки, полученные на основных занятиях: умения по преобразованию предметной среды, навыки трудовой деятельности, знания о физических свойствах материалов, музыкально-эстетические навыки, творческие способности. Дети охотно рассказывают, почему им нравятся занятия и вообще жизнь в детском саду: интересные игры и занятия, хорошие воспитатели, красивый интерьер, вкусная еда, много праздников. В своих сюжетно-ролевых играх они моделируют жизнь детского сада: играют в поваров, нянечек, воспитателей, музыкальных руководителей. Воспитатель должен отметить, насколько глубоко дети отражают смысл деятельности взрослых, какие способы действий воспроизводят в игре, каким образом отражают суть человеческих взаимоотношений.
Основным направлением в работе с детьми подготовительной группы является создание положительной мотивации к обучению в школе. Дети с интересом относятся к играм в школу, с удовольствием играют в учителя и ученика. Поначалу они имеют смутные представления об учебной деятельности; в начале года они заинтересованы лишь ее внешними признаками: в школе нет тихого часа; уроки заканчиваются, и можно идти гулять, а не оставаться в школе целый день, как в детском саду; у каждого ученика есть свой собственный портфель; на уроках нужно писать, слушать учителя. Постепенно, к концу года, у детей развиваются волевые качества, формируются внутренние устои, способствующие становлению позиции ученика: появляется направленность на учебу, интерес к выполнению определенных правил в игре и в любом другом деле; развиваются воображение, внимание, мышление. Знания о школьной жизни отражаются в сюжетно-ролевых играх детей. Играя с игрушками-учениками в школу, дети ругают их за несоблюдение дисциплины, неаккуратность в письме и в одежде. В играх в школу с ровесниками ребята подмечают небрежность в выполнении заданий, в ответах; требуют от партнеров по игре соблюдать совместно установленные правила (например, не вставать с места, пока не прозвенел звонок). Накоплению впечатлений о школе как институте знаний, образцов правильного, разумного поведения способствуют беседы, встречи, наблюдения, устроенные в ходе совместной работы детского сада и начальной школы. Подученные сведения обогащают детское восприятие, мышление и фантазию и помогают ребятам ощутить общую атмосферу школьной жизни.
Мир школы должен быть показан учителем и воспитателем как самый светлый, добрый и прекрасный; тогда детям будет не только интересно играть в школу, но у них появится желание учиться в школе. Мудрый педагог непременно найдет возможность разъяснить ребятам, для чего нужны и как проходят перемены, какие интересные дела ждут их в школе, почему учеба —это длительный процесс, как надо общаться с одноклассниками и учителями. Дети подготовительной группы могут играть в школьные уроки, в занятия в детском саду, в воспитателей и учителей, и с каждым разом при условии целенаправленного педагогического руководства эти игры будут становиться все более содержательными и насыщенными, а их отношения в игре будут основываться на более глубоких чувствах, на единстве интересов.
В подготовительной группе продолжает развиваться режиссерская игра; в ней часто присутствует боевая и приключенческая тематика. Дети тщательно обустраивают режиссерские игры: расширяют пространство для многочисленного войска, выделяя место для флота и аэродрома. В коллективных режиссерских играх отмечается разнообразие замыслов, отражается умение самостоятельно поставить игровую задачу, найти способ ее решения. Воспитатель должен внимательно наблюдать за тем, как дети договариваются об игре, распределяют игровую территорию, чтобы понять, насколько содержателен их диалог в совместной беседе, выразительна и богата интонационно речь, сопровождают ли ее «говорящие» жесты и движения; могут ли они долго взаимодействовать, как находят выход из сложных ситуаций.
Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь. Увидев, что дети не находят взаимопонимания, потому что не до конца осознают замысел игры и его дальнейшее воплощение, он может предложить им подумать о последовательности дальнейшего хода игры. Например, во время игры в железнодорожную станцию скопились вагоны на одном участке рельсовых путей. Воспитатель видит, что играющим необходим координатор действий, роль которого никто на себя
не взял, и входит в игру в роли начальника товарной станции. Он отдает распоряжения, которые обязаны выполнять все машинисты электропоездов, и сбой в работе станции быстро устраняется. Затем роль начальника станции берутся исполнять дети. Если игра снова неожиданно заходит в тупик, то воспитатель, поставив несколько ключевых вопросов («Почему бездействует помощник машиниста? Как выйти из кризиса? Кто главный в данной ситуации и должен отвечать?» и др.)» предлагает детям самостоятельно найти выход из создавшегося положения. Таким образом педагог активизирует их мышление, побуждая к творческому решению проблемы.
В играх детей подготовительной группы проявляется склонность к драматизациям, но, несмотря на возрастающее желание играть спектакль, публично выступать, основные театральные законы все же не соответствуют психологии дошкольников: им сложно многократно повторять одно и то же действие, долго репетировать, всякий раз искусственно вызывая в себе нужную эмоцию и показывая ее во внешнем поведении, доводить приготовленный текст до эстетического совершенства, проигрывать спектакль на публике без остановок и запинок и т. п. Детям свойственно быть непосредственными, живыми в естественной, привычной обстановке; выражать свои эмоции под влиянием конкретной ситуации, по поводу какого-либо события, проживая эмоцию «здесь и сейчас». Ролевая игра как свободная самостоятельная деятельность нормализующе воздействует на их эмоциональную сферу. Роль диктует ребенку его новое поведение, то есть соблюдение определенных правил: если он выступает в роли шута, то должен всех веселить и не обижаться на розыгрыши и поддевки, а если он — король, то никто ему не прекословит. Драматизация различных литературных произведений, сюжетов-состояний, ролевых диалогов — это пропускание их через себя, сопоставление с собственным миром чувств и настроений и в итоге познание самого себя.
В сознании детей этого возраста драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. Все внешние структурные элементы игры являются общими: воображаемая ситуация, действие, роль, сюжет; ощущения в роли также похожи: в драматизации ребенок, например, проигрывает состояние Золушки в предвкушении бала, а в сюжетно-ролевой игре, сражаясь с врагом, по-настоящему ощущает гнев, и чувство мести владеет им целиком. В обоих видах игр ребенка интересуют отношения людей. И драматизации, и сюжетно-ролевые игры могут иметь только некоторую канву для развертывания полнокровного сюжета, действия детей в них могут быть творчески свободными; в них есть большой простор для импровизации. Существует мнение, что сюжетно-ролевая игра к концу дошкольного детства угасает, однако если исходить из концепции непрерывности игры в жизни ребенка, то скорее можно говорить о том, что она трансформируется и соединяется с другими видами игр.