Методы профилактики конфликтов

Как отмечалось выше, конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учетом ее сущности, целей; динамики, особенностей участников, их эмоционально-психологического состояния, свидетельствует о том, что в профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т. е. взаимоотношений между детьми.

При формировании структуры группы, как отмечает А. И. Захаров (Захаров, 2000), участие воспитателя в этом процессе не всегда обязательно, что является катализатором объединения детей. В группе может происходить спонтанное распределение ролей: кто-то начинает верховодить или подчиняться, кто-то действует в этой связи по ситуации, когда как, а некоторые оказываются в роли «изолированных» или «отвергнутых». Если не брать крайности, то это естественное развитие событий, проявление индивидуальных различий, особенностей темперамента и характера. Однако для того, чтобы эти различия проявились, чтобы в группе возникли отношения, отражающие реальное положение вещей, нужно определенное время.

Поэтому попытки воспитателя сразу сформировать группу по своему образцу и навязать ей искусственный ритм деятельности может привести только к повышению напряженности в коллективе, созданию «подпольных» группировок, действующих незаметно для воспитателя в своем привычном

стиле отношений. Более того, может процветать узурпация власти, агрессивность, унижение слабых, показушно-примерное поведение при необходимости. Группа может поляризоваться, начаться борьба за монопольное влияние и часто могут возникать конфликтные ситуации. В этих условиях дети по-разному могут реагировать: у одних возможно заострение и укрепление уже имеющихся неблагоприятных черт характера, у других — невротизация, страх и неприязнь к детскому саду.

В связи с вышесказанным, возрастает необходимость обеспечения и поддержания в группе здорового нравственно-психологического климата, который позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных задач. Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Здоровый нравственно-психологический климат создает комфортную обстановку творчества и взаимопонимания. Его основы закладываются во взаимоотношениях воспитателя с детьми, стиле общения с ними.

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.

Социально-личностное развитие ребенка предусматривает формирование у него положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства.

Оптимальная тактика воспитателя должна состоять в том, чтобы, дав возможность развиться групповым отношениям детей, вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психоло-

гическим путем, используя совместные занятия и игры. Возникающие дружеские связи между детьми являются предпосылками развития коллективных отношений, но если сама организация жизни детей в группе подразумевает взаимопомощь и доступное возрасту чувство ответственности, в этом особую роль играют игры на сплоченность.

Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания — быть тактичными и не касаться самого

ребенка.

Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удается сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость. Какие же приемы и средства должен применять воспитатель, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребенка-дошкольника? Одним из основных понятий, используемых воспитателем в процессе воспитания, является «дисциплина». Латинское значение этого понятия — обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина — это процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Для воспитателя важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе.

Вначале контроль за поведением ребенка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем, по мере взросления, ребенок сам вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества — не потому, что он должен, а потому что он хочет.

Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

•     Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

•     Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

•      Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.

•     Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

•     Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

•      Во-первых — привитие базовых социальных навыков: умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих людях, обучение умению брать на себя ответственность.

•     Во-вторых — научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения. Предъявление слишком высоких требований к своим друзьям и близким всегда создает благоприятный источник для потенциальных обид. С другой стороны, применяя мерку совершенства к собственному своему социальному положению и желая получить «все или ничего», ребенок выводит себя за рамки обычных спокойных повседневных контактов и остается в социальной изоляции. Психологическая компенсация этого явления связана с привитием ребенку умения посмотреть на себя со стороны, объективно оценить свое поведение и поступки окружающих с помощью простейших моделей анализа поведения.

» В третьих — должно быть предусмотрено обучение детей: — приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния, что позволяло бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Овладение приемами саморегуляции поможет ребенку вовремя снизить тон вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою

правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы отреагировать на нее с обидой и уходом от общения;

— умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния других людей;

— выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и .    сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогут их отрабатывать.