Психологический анализ детских конфликтов

Из определения конфликта следует, что это столкновение интересов (мотивов и т. д.), имеющих противоположную направленность. Именно противоположная направленность интересов является истинной причиной конфликтного взаимодействия. При этом понятие интересов трактуется в самом широком смысле этого слова — как предметы, действия, устремления, явления, события, цели, чем-либо привлекающие ребенка, его желания, планы и намерения, приоритеты и пристрастия. Пользуясь этим критерием, можно провести психологический анализ детских конфликтов.

Каждый конфликт имеет свою продолжительность, свою протяженность во времени. Между дошкольниками конфликты могут тянуться несколько дней, а могут завершиться за несколько минут. Но всегда их протекание подчинено определенной логике, в ходе взаимодействия участников выделяются следующие этапы:

1.    Завязка, или конфликтная ситуация (нарастание).

2.    Этап открытого противоборства, называемый инцидентом (реализация).

3.    Тот или иной исход, который ведет к завершению конфликта или переходу его на другой уровень (затухание), последующее взаимодействие.

Следует отметить, что успешная блокировка конфликта (переведение его из области коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную) возможна лишь на первой стадии его возникновения. Если конфликт разгорелся и подавить его сразу не удалось, то воспитателю следует разрешить конфликт, проведя его разбор (анализ) с выяснением обстоятельств и применением воспитательных действий после того, как произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

Практические методы социально-психологического анализа конфликтов заключаются, прежде всего, в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны воспринимают конфликт и как его оценивают. В этих целях используется метод «активного слушания» или беседы с детьми, участвующими в конфликте, а также с детьми, которые были свидетелями инцидента. Иногда разбор конфликта сопровождается сложностями в определении его объекта, так как далеко не всегда причины конфликта лежат на поверхности и осознаются детьми. Сбор информации на месте конфликта можно провести путем опроса детей — свидетелей столкновения, что особенно важно, если в ссоре кем-то из ее участников были получены травмы или телесные повреждения. Необходимо также выяснить у сторон, были ли попытки примирения в конфликте, и чем они закончились. Воспитатель, исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей совокупностью традиционных и нетрадиционных методов. Надо при этом заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших результатов (выяснения, кто кого сколько раз ударил), другое дело — изучение менталитета противостоящих сторон.

По поводу действий со стороны воспитателя, желающего конструктивно разрешать детские конфликты, необходимо отметить, что он должен содействовать тому, чтобы дети — участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий и высказываний, отдавали себе отчет в том, какими путями они хотят достичь желаемого и какие средства они собираются использовать или используют на самом деле. Разрешение конфликта во многом зависит от умения воспитателя вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию. Конфликт предваряется более или менее очевидными сигналами — «сигналами конфликта». Когда ребенок рвет свою связь с партнером по игре или общению, проявляет негативные эмоциональные реакции без открытого вступления с ним в конфликт, осуществляет действия, которые могут провоцировать возникновение конфликтной ситуации, тогда становится ясно, что необходимо принять меры по ее предупреждению. Насилие, проявление агрессии указывает на несомненное присутствие проблемы, равно как и ожесточенные споры, когда дети оскорбляют друг друга, потеряв контроль над эмоциями. В ходе конфликта ребенок может утратить обычные нормы поведения и пойти на крайности. Следует помнить, что конфликт всегда в качестве одной из составляющих имеет своей целью проверку партнера на сопротивляемость. Посещая детский сад в течение нескольких лет и общаясь в группе со сверстниками по нескольку лет, дети достаточно хорошо изучают друг друга и знают сильные и слабые стороны каждого.

В конфликте может наблюдаться явление «двойного стандарта», проявляющееся в существовании разных нормативов «для себя» и «для другого», за которым стоит приписывание разного смысла одним и тем же действиям участников конфликта. При этом свое поведение интерпретируется как предопределенное в большей мере ситуационными факторами, как вынужденная реакция на сложившиеся обстоятельства и действия противостоящей стороны. «Другой» воспринимается как более «свободный» в действиях, которые интерпретируются как преднамеренные, и поэтому «другой» должен нести полную ответственность.

В условиях конфликта дети имеют тенденцию к противопоставлению «себя» и «другого», причем если «Я» описывается в позитивном ключе, то другой — «Он» — наделяется различными негативными чертами. Через такое построение образа себя и образа другого у ребенка происходит обоснование своей и дискредитация чужой позиции. Характер и последовательность действий участников конфликта определяются системой их представлений о «правильном» поведении. Развитие конфликта происходит по «правилам», которые могут иметь скрытый характер, принимаются участниками взаимодействия за «нечто само собой разумеющееся» и потому не всегда рефлексируются ими.

В межличностных конфликтах организующую роль играет личность, присущие ей коммуникативные и поведенческие особенности. Поэтому при их анализе важно учитывать характерологические и индивидуально-личностные особенности ребенка, что может помочь воспитателю в понимании возможных скрытых причин возникшей конфликтной ситуации между детьми: тип личности, несхожесть характеров, конфликтогенность и т. п.

Существуют следующие типы личности:

Демонстративный конфликтный тип — у него резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в лице других, отношения к взрослым и детям определяются взаимной оценкой, очень зависим от оценки окружающих взрослых и детей, рациональное начало выражено слабо, хорошо чувствует себя в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам, в стычках отрицает факт того, что является их инициатором и источником.

Неуправляемый тип — импульсивный, плохо контролируемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы поведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой, требует подтверждения своей значимости, в конфликтах и своих неудачах виновными считает других (внешнее окружение), плохо социализируемая, конфликтная личность, не умеет планировать свою деятельность, уроков не извлекает, такой ребенок малообучаем, плохо поддается воспитательным воздействиям.

Целенаправленный конфликтный тип — характерен тем, что использует конфликт как средство достижения своих целей, в конфликте выступает активной стороной. Склонен к манипуляциям и играм, очень рационально ведет себя в конфликтной ситуации» просчитывает варианты по типу: «если я так, то …», знает слабые и сильные стороны соперника, в споре пытается доказать свою правоту, напорист в достижении чего-либо, подавляет более слабых детей.

При анализе конфликта его биполярность обнаруживается во взаимодействии сторон, которое реализуется в разных стратегиях и тактиках действия. Процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимонаправленных интеракций, в ходе которых участники взаимодействия используют разнообразные приемы и техники влияния на партнера, которые специфичны для кооперативного или конкурентного взаимодействия. Достижение целей участников конфликта может обеспечиваться использованием ими разных стратегий: они могут ориентироваться на «выигрыш» обоих или на достижение односторонних преимуществ.

Психологический анализ конфликтной ситуации воспитатель может провести по предлагаемым схемам.

Первый вариант:

1.    Описание ситуации конфликта (участники, место возникновения, обстоятельства, деятельность участников конфликта).

2.    Что предшествовало возникновению ситуации?

3.    Определение в ситуации момента, когда воспитатель мог бы определить переход конфликтной ситуации в конфликт.

4.    Что помешало воспитателю это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и т. д.)?

5.    Какие возрастные, индивидуальные особенности участников конфликта, проявились в их поведении, поступке, ситуации?

6.    Ситуация глазами детей и самого воспитателя.

7.    Личностная позиция воспитателя в возникновении конфликтной ситуации (отношение ее к детям).

8.    Какие приемы воспитательного воздействия мог бы использовать воспитатель в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.

9.    Что нового узнал воспитатель о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?

10.  Основные причины возникновения конфликта и его содержание (конфликт поведения, отношений)?

11.  Варианты погашения, предупреждения и разрешения, корректировка поведения воспитанников?

12. Вывод и рекомендации по выбору средств воспитательных воздействий и определение участников реализации поставленных целей на ближайшее время и на перспективу.

Второй вариант:

1.    Описание конфликтной ситуации или конфликта.

2.    Причины возникновения конфликтной ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения).

3.    Повод (инцидент) перехода конфликтной ситуации в конфликт и его динамика (возможно, любое случайное событие).

4.    Смысловое содержание конфликта для каждого из его участников.

5.    Психологический анализ отношений между участниками конфликтной ситуации (личные симпатии или антипатии).

6.    Определение дальнейших перспектив воспитания и познавательных целей при разных вариантах разрешения ситуации.

В психологическом анализе конфликтной ситуации весьма информативными являются результаты наблюдения взаимоотношений детей в игре. Воспитатель в ходе наблюдений отмечает следующие аспекты:

•      ребенок проявляет в игре лидерство или он ведомый;

•      конфликтует в игре со сверстниками;

•      подчиняется правилам игры, согласовывает действия;

•      готов радоваться успеху другого ребенка;

•      готов делиться игрушками;

•      оказывает помощь другим детям;

•      переживает свой успех в игре: чувствует превосходство

над другими;

•      переживает неудачи в игре: обижается (огорчается), плачет, теряет интерес, отказывается от игры, проявляет агрессию.

Осуществляя анализ взаимоотношений детей, воспитатель должен:

•      стараться определить причины их объединения (или
необъединения);

•      направлять эти взаимоотношения (при определяющей инициативе);

•      оценивать действия детей, помня об их обостренной чувствительности;

•      помогать им анализировать собственную личность;

•      обращать внимание на выбор игрушек, имея в виду половую идентификацию;

•      осуществлять общение с детьми с учетом их пола;

•      при общении придерживаться личностноориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат;

•      приучать детей к общению в таком стиле, который необходим именно в этом возрасте;

•      прививать детям коммуникативные навыки и обучать способам ненасильственного разрешения конфликтов, возникающих в ходе игры.

Комментирование закрыто.