- Прогулка к ручью или реке
- Как составить описание маршрута до наблюдаемого объекта
- Прогулки за пределы участка
- Зеленая аптека
- Иван-чай (кипрей)
Наблюдение за Черемшой
Цели:
— познакомить детей с растением своего края;
— сформировать интерес к природе.
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку об одном интересном растении.
Листья похожи на ландыш. Нежная стрелка — цветок. Букет из нее не закажешь — Она витамин — дикорос (Черемша.)
Дети отвечают, воспитатель подтверждает и уточняет их ответы.
Слово «дикорос» обозначает дикорастущее полезное растение.
Сегодня мы будем знакомиться с растением, которое растет в нашей местности, — черемшой. Вы все ее знаете, ели.
Наш камчатский Лесовик прислал нам лесной дар в рюкзачке. Он хочет, чтобы мы лучше познакомились с этим аппетитным растением, узнали про него что-нибудь новое. Я достану из рюкзачка черемшу и каждому раздам его подарки.
Воспитатель дает каждому – ребенку по одному растению, но растения не все одинаковые: одни с одним листочком, другие с двумя, некоторые с корешками, встречаются и с небольшой цветочной стрелкой.
Потрогайте пальчиками черемшу — видите, какая она упругая, листья твердые. Проведите пальчиками по стеблю — у кого-то длинный стебель, у кого-то короткий. Понюхайте — чем пахнет черемша?
Дети. Чесноком.
Воспитатель. Посмотрите, какое растение мне дал Лесовик (показывает на свое растение) — крепкое, стебель длинный, листья большие, один листок отходит в правую сторону, а другой в левую. А между ними появляется маленькая цветочная стрелка. Она вырастет большой и зацветет небольшими белыми цветочками. А что это внизу у моей черемши? **
Дети отвечают.
Правильно, это корешки. Лесовик дал мне черемшу с корешками. Видите, стебель внизу толстенький, здесь будет маленькая луковичка с корешками. Вот с ней и уйдет черемша зимовать. А весной, как только пригреет солнышко и начнут сходить снега, наша маленькая луковичка тронется в рост, чтобы из нее выросла вот такая вкусная черемша.
Воспитатель предлагает детям еще раз понюхать черемшу.
Ах! Какой аппетитный запах! Посмотрите, а везде ли стебель одинакового цвета? Внизу, у самого корня, он беленький, а чем выше, тем зеленее. У стеблей есть защитные «платья», как у дерева кора. Когда мы едим черемшу, то снимаем его со стебля. А листья черемши похожи на листья ландыша, правда?
Лесовик просил вам передать, что, когда черемша зацветет, он вам пришлет ее. Вот какой заботливый Лесовик; он ‘ хочет, чтобы вы хорошо знали растения, которые растут в его лесу.
Дети, а что можно приготовить из черемши?
Дети перечисляют, воспитатель уточняет.
Да, черемшу едят свежей, из нее делают салат, она укрепляет организм, в ней есть витамины, это наша «зеленая аптека».
А можно ли узнать, что в комнате стоит черемша, не видя ее?
Дети говорят о ее запахе. Воспитатель уточняет ответы детей.
Черемша имеет запах чеснока и по этому запаху ее можно узнать. В старину, когда было очень мало лекарств, черемша спасала людей от болезней.
Кто рвал черемшу, скажите, где и как она растет? |
Дети отвечают.
Черемша растет у нас в лесу, ее бывает много-много, даже можно пройтись по ней, это называется зарослями черемши. Но черемша растет не только у нас, на Камчатке. Есть она и в Сибири, на Алтае, Кавказе.
А сейчас каждый пусть рассмотрит черемшу, которая у него в руках.
Дети рассматривают растения.
У кого черемша с одним листочком, почему?
Один ребенок отвечает.
Она еще молодая, ей надо подрасти год-два.
А у тебя (показывает на растение в руках другого ребенка) черемша мелкая, ей тоже надо подрасти.
Дети, что же мы передадим Лесовику?
Дети. Спасибо!
Воспитатель. Правильно, мы скажем ему «спасибо». А еще я скажу, что наши дети, если пойдут с папами и . мамами за черемшой, будут беречь ее, не будут зря топтать и рвать, а будут рвать столько, сколько надо, чтобы не выбрасывать лишнее. А черемшу, которую прислал нам Лесовик, мы передадим на кухню, и нам сделают из нее вкусный салат.