- Наблюдение за подсолнухом
- Детский огород и цветник
- Ознакомительное занятие – Зеленые фонтаны травы»
- Ознакомительное занятие «У всех есть имя»
- Наблюдение за ветром
Наблюдение за дождевыми червями
Цели:
— познакомить детей с дождевыми червями, их внешним видом; выяснить, какую они приносят пользу;
— учить делать выводы и проводить сравнения;
— воспитывать бережное отношение к живой природе.
-
* * * Наблюдение проводится после дождя.
■
Воспитатель. Ребята, вы сегодня, когда шли в детский сад, на дорожках ничего не заметили?
Если никто не видел дождевых червей, то воспитатель сам обращает на них внимание детей.
На дорожках и тропинках сегодня очень много червей. Они все потихоньку куда-то ползут. Посмотрите под ноги, выберите себе червяка и остановитесь около него.
Если кто-то из детей не найдет червяка, положить около него одного из заранее найденных для наблюдения дождевых червей.
Теперь присядьте на корточки и посмотрите на червяков. Как называют их?
Дети. Дождевые черви.
Воспитатель. Правильно, а почему их так называют?
Дети предлагают различные варианты ответов.
Послушайте стихотворение.
Почему его зовут дождевой червяк?
Может, любит дождик он?
Нет, совсем не так.
Он живет в земле и роет
Длинные ходы.
Этот дом ему подземный
Нужен без воды.
Но польется дождь на землю —
Заливает дом,
Червяку спасенья нету
Сразу в доме том.
Выползает на поверхность
Житель земляной,
Появляется лишь в дождик,
Значит — дождевой.
Червяков называют дождевыми, потому что их много бывает на земле и дорожках после дождя. Почему их много сегодня?
Дети отвечают, рассуждают вслух.
Вот и сегодня прошел дождь, залил их домик-норку. Им нечем стало там дышать и они выползли на поверхность.
Воспитатель повторяет соответствующие строки стихотворения.
Вот и эти черви спасались от дождя, выползли, чтобы не погибнуть. Давайте рассмотрим их. Какое у них тело?
Дети. Длинное и вытянутое, когда ползут, и толстенькое, когда не двигаются.
Воспитатель. Правильно, тело длинное, вытянутое. На что оно похоже?
Дети. На толстый жгутик, на вареную макаронину.
Воспитатель. А какого они цвета?
Дети предлагают варианты ответов.
Дождевые черви бывают и светло-розовые, и темно-красные, и с фиолетовым отливом, — это сейчас хорошо видно. А что можно увидеть на теле у дождевого червяка?
Дети. Колечки.
Воспитатель. А ноги у него есть?
Дети. Нет, только колечки.
Воспитатель. А для чего нужны колечки?
Дети. Они помогают червяку передвигаться.
Воспитатель. Надо ли бояться дождевого червяка?
Дети отвечают.
Правильно, дети, они не опасные, их не надо бояться. Надо стараться не наступить на них, это полезные черви: они делают землю рыхлой, пушистой. Там, где есть дождевые черви, земля живая, растениям хорошо в такой земле.
Теперь давайте возьмем этих червей и отнесем на грядку, им плохо без своих норок, ведь их дом — земля.
Дети берут дождевых червей и относят на грядку. Затем воспитатель дает каждому салфетку, и дети протирают руки.