Наблюдение за подсолнухом

Цели:

—  познакомить детей с огородным растением — подсолнухом;

—  воспитывать эстетические чувства. Словарная работа: корзинка, голова.

* * *

Воспитатель. Дети, сегодня мы будем рассматривать очень интересное растение, вы его видели, а
я вам расскажу о нем много интересного.

Воспитатель и дети подходят к грядке, где растет подсолнух.

Давно-давно, когда люди открывали все новые и новые земли, мореплаватели привезли из чужой страны чудесный огненно-желтый цветок на высоком стебле, и назвали его подсолнух. Вот он перед вами.

До чего красив подсолнух — Ярко-желтый, золотой! Он подарок нам от солнца, Удивительный такой!

Словно солнышко с лучами, Только он не спит ночами, Прибавляет лету красок, Жарких, солнечных раскрасок.

И красуется подсолнух В золоте лучей-ресниц: Он подарок нам от солнца, Огородный летний принц!

Что делает его таким красивым?

Дети. Цветок.

Воспитатель. Да, красоту ему придает цветок, который называется по-научному «корзинка», а мы говорим проще — «голова». Посмотрите, стебель у него толстый. Потрогайте руками — какой он на ошупь?

Дети трогают стебель и высказывают свои ощущения.

Да, стебель плотный, крепкий, шершавый. Для чего нужен такой крепкий стебель подсолнуху?

Дети. Чтобы ветер не сломал его.

Воспитатель. Потрогайте листья — какие они?

Дети. Листья жесткие, крупные.

Воспитатель. Вы правильно заметили — листья у него крупные, больше ваших ладошек, и жесткие. Но все красота его в цветке, правда? В лепестках огненного цвета. Их много?

Дети. Много.

Воспитатель. Они как лучи у солнца. Вспомните стихотворение.

Воспитатель повторяет первые четыре строчки стихотворе-ния.

А как вы считаете, складывает он свои лепестки на ночь?

Дети высказывают предположения.

Конечно нет, и в стихотворении говорится, что он не спит ночами, т.е. не закрывает свои лепестки. Но его «голова» всегда следит за солнцем, поворачивается в ту же сторону.

Воспитатель повторяет 2-ю строфу стихотворения.

С таким красивым цветком даже в пасмурную погоду на душе становится радостно, он несет нам хорошее настроение, стоит, красуется, как принц.

Воспитатель повторяет последнее четверостишие стихотворения.

А что получится, когда подсолнух отцветет?

Дети высказывают предположения.

Семена, семечки. Из семечек делают подсолнечное масло, а еше их можно жарить и есть зерна.

К подсолнуху прилетают многие насекомые, в том числе пчелы, так как у него есть вкусная пыльца и сладкий нектар.

Вот с каким растением мы познакомились сегодня. А что надо сделать, чтобы он рос красивым, сильным?

Дети. Ухаживать за ним: поливать, рыхлить землю.

Воспитатель. Правильно, тогда вырастет настоящий огородный летний принц. Полюбуйтесь еще подсолнухом.

Воспитатель еще раз целиком читает стихотворение.