Наблюдение за ветром

Цель:
научить детей определять силу ветра.

* * *

Воспитатель задает вопросы, дети стараются на основании своих наблюдений ответить на них.

♦  Как определить, что на улице ветер?

♦  Чувствуете ли вы на лице дуновение ветра?

♦  Шелестят ли листья на деревьях? Вы это видите или слышите шелест?

От ветра колышутся тонкие ветки деревьев или наклоняются макушки?

♦  Ветер сильный или слабый?

♦  Какой ветер поднимает пыль на дороге, клочки бумаги? (Сильный.)

Воспитатель  (читает загадки и стихи о ветре)

♦   Хоть бескрылый, а летает. Безголосый, а свистит. Хоть безрукий, но, бывает, Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде, Миг — и нет его нигде. Утихает дождь под вечер, Бродят сны в саду ночном.

И клубком свернувшись, ветер Крепко спит в гнезде пустом.

Р. Шарыпов

♦   Неизвестно, где живет.                                   { Налетит — деревья гнет.                                I Засвистит — по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.                                   |

♦   Расходится детина — удержу нет,                 J Уляжется — не видать, не слыхать.               ]

♦    Бежал по тропке луговой —                          I Кивали маки головой,                                   | Бежал по речке голубой —                            ] Речка сделалась рябой.

ТРАВА

Наблюдения целесообразнее проводить в несколько этапов.                                                                                  ]

/ этап (на участке детского сада)]

Познакомить детей с общим видом зеленого покрова ] участка; обратить внимание, что среди зелени встречаются луговые цветы: фиалка, клевер, ромашка.                             1

Выяснить, что трава сейчас невысокая (использовать I мерную линейку).                                                                 j

Зеленая трава украшает участок детского сада, делает j его чистым.                                                                           1

2 этап\
С помощью мерной линейки вновь отмерить высоту ;

травы.                                                                                I

Рассмотреть, везде ли одинаковый цвет травы. Почему

разный? Почему одинаковый?                                             I

Какая часть участка детям нравится больше всего? Рвут

ли они траву без необходимости?                                       I

Полюбоваться изумрудной зеленью этого уголка.          j

3 этап1 С помощью мерной линейки измерить высоту травы, I

отметить, насколько она выросла.                                        I

Рассмотреть, все ли травинки одинаковы или отличаются чем-то. Обратить внимание, что листики бывают круглые, овальные, длинные — много разных трав.

4 этап

Отметить обилие травы — не видно, где она кончается, «море» травы.

Обратить внимание, что есть трава с метелочкой, метелочка на длинной ножке-стебельке.

Трава чистая, красивая, на ней нет пыли, если провести по ней рукой, то рука будет чистая.

Траву не надо зря топтать, ее будут косить, траву едят животные: коровы, лошади, козы.

5 этап (на лугу)

Отметить, как выросла трава на лугу — не видно земли. Понаблюдать, как она красиво колышется и тихо шумит, когда дует ветерок.

Сделать вывод, что на лугу много травы с колоском — это тимофеевка. Она растет на длинной ножке-стебельке, это стройная, красивая, травка. Стебелек у нес крепкий, под порывами ветра не ломается, а только гнется. Тимофеевка красиво смотрится среди травы.

Мой цветочек-колосочек — Тимофеевки листочек. Мы стоим среди подруг — Много травушки вокруг!

Луговая вся трава тоже чистая. Как ласково можно назвать траву? Дети подыскивают красивые слова: трава-мурава, травка, травушка и т.д. Траву не надо топтать, на лугу ее тоже будут косить.

Трава тимофеевка красиво смотрится в букете с полевыми цветами и даже отдельно от них. Можно сорвать несколько растений для букета.