- Наблюдение за дождем
- Наблюдение за увеличением дня
- Наблюдение за почвой
- Стихи и загадки о березе
- Стихи о Лете
Наблюдение за ветром
Цель:
научить детей определять силу ветра.
* * *
Воспитатель задает вопросы, дети стараются на основании своих наблюдений ответить на них.
♦ Как определить, что на улице ветер?
♦ Чувствуете ли вы на лице дуновение ветра?
♦ Шелестят ли листья на деревьях? Вы это видите или слышите шелест?
♦ От ветра колышутся тонкие ветки деревьев или наклоняются макушки?
♦ Ветер сильный или слабый?
♦ Какой ветер поднимает пыль на дороге, клочки бумаги? (Сильный.)
Воспитатель (читает загадки и стихи о ветре)
♦ Хоть бескрылый, а летает. Безголосый, а свистит. Хоть безрукий, но, бывает, Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде, Миг — и нет его нигде. Утихает дождь под вечер, Бродят сны в саду ночном.
■
И клубком свернувшись, ветер Крепко спит в гнезде пустом.
Р. Шарыпов
♦ Неизвестно, где живет. { Налетит — деревья гнет. I Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. |
♦ Расходится детина — удержу нет, J Уляжется — не видать, не слыхать. ]
♦ Бежал по тропке луговой — I Кивали маки головой, | Бежал по речке голубой — ] Речка сделалась рябой.
ТРАВА
Наблюдения целесообразнее проводить в несколько этапов. ]
/ этап (на участке детского сада)]
Познакомить детей с общим видом зеленого покрова ] участка; обратить внимание, что среди зелени встречаются луговые цветы: фиалка, клевер, ромашка. 1
Выяснить, что трава сейчас невысокая (использовать I мерную линейку). j
Зеленая трава украшает участок детского сада, делает j его чистым. 1
2 этап\
С помощью мерной линейки вновь отмерить высоту ;
травы. I
Рассмотреть, везде ли одинаковый цвет травы. Почему
разный? Почему одинаковый? I
Какая часть участка детям нравится больше всего? Рвут
ли они траву без необходимости? I
Полюбоваться изумрудной зеленью этого уголка. j
3 этап1 С помощью мерной линейки измерить высоту травы, I
отметить, насколько она выросла. I
Рассмотреть, все ли травинки одинаковы или отличаются чем-то. Обратить внимание, что листики бывают круглые, овальные, длинные — много разных трав.
4 этап
Отметить обилие травы — не видно, где она кончается, «море» травы.
Обратить внимание, что есть трава с метелочкой, метелочка на длинной ножке-стебельке.
Трава чистая, красивая, на ней нет пыли, если провести по ней рукой, то рука будет чистая.
Траву не надо зря топтать, ее будут косить, траву едят животные: коровы, лошади, козы.
5 этап (на лугу)
Отметить, как выросла трава на лугу — не видно земли. Понаблюдать, как она красиво колышется и тихо шумит, когда дует ветерок.
Сделать вывод, что на лугу много травы с колоском — это тимофеевка. Она растет на длинной ножке-стебельке, это стройная, красивая, травка. Стебелек у нес крепкий, под порывами ветра не ломается, а только гнется. Тимофеевка красиво смотрится среди травы.
Мой цветочек-колосочек — Тимофеевки листочек. Мы стоим среди подруг — Много травушки вокруг!
Луговая вся трава тоже чистая. Как ласково можно назвать траву? Дети подыскивают красивые слова: трава-мурава, травка, травушка и т.д. Траву не надо топтать, на лугу ее тоже будут косить.
Трава тимофеевка красиво смотрится в букете с полевыми цветами и даже отдельно от них. Можно сорвать несколько растений для букета.