- Психологический анализ детских конфликтов
- Техника активного слушания
- ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
- Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов
- ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Поведения дошкольников в конфликтной ситуации
Отмечено, что человек, владеющий набором стилей поведения в конфликте, обладает более выраженным преимуществом, позволяющим адаптироваться к ситуации и найти оптимальный путь ее решения.
В младшем дошкольном возрасте посягательство на чужую территорию или игрушку, неловкость, нескоординирован-ность действий в игре часто приводят к тому, что один ребенок
вольно или невольно затрагивает интересы другого. Подобные конфликты легко уладить даже не прибегая к психологическому анализу причин и изощренным приемам управления. Достаточно развести детей, успокоить каждого в отдельности и объяснить, что другой не хотел причинить ему вреда, не посягал на его интересы. Подобные столкновения не мешают общей доброжелательности отношений детского общения, не снижают взаимную тягу и симпатию-друг к другу. Здесь столкновению интересов и противоположных тенденций не предшествуют глубокие межличностные или социальные противоречия. Предугадать и предупредить их появление практи-чески невозможно. Наиболее оптимальный вариант исхода конфликта представляет его угасание.
В детских потасовках (в старшем дошкольном возрасте) ребенок получает первый опыт противоборства, впервые реализует различные тактики поведения в конфликте. Выбору и предпочтению какой-либо из них в немалой степени способствует пример и указания взрослых.
Если ребенка, не пожелавшего поделиться игрушкой со сверстниками (предметом, представляющим для обоих интерес) или отстраненного от игры и потому устроившего крик и потасовку, успокоят, а затем уведут от детей, комментируя это следующим образом: «Раз не умеешь вместе с ребятами, играй один», то вряд ли ребенок в следующий раз предпочтет тактику сопротивления и конфронтации. Но когда ребенок увидит, как его отец, выпятив грудь вперед и сквернословя, наступает на случайно задевшего его сумкой прохожего, он, пусть и бессознательно, придет к заключению, что конфронтация — наиболее продуктивный способ поведения, и именно так следует вести себя в аналогичных ситуациях. То же можно сказать и про тактики ухода, манипуляции, компромисса. Взрослые своими оценками и суждениями формируют у детей готовность прибегать к той или иной тактике поведения в конфликте или избегать ее.
Примерами тому могут служить фразы:
«Что ты жалуешься да нюни распускаешь? Постоять, что ли, за себя не можешь?»
«Всегда можно по-хорошему договориться, а не толкаться. Надо вежливо сказать или попросить. Помнишь волшебное слово? »
«Чтобы я больше такого не видела. Разбирайтесь сами, нечего мне ходить и жаловаться, а то нашлепаю и правым, и виноватым и по разным углам поставлю».
В таких высказываниях происходит своеобразное программирование детей взрослыми. Через восприятие оценок взрослых складывается представление детей о нормах социального взаимодействия. Поэтому родителям, воспитателям важно быть особенно внимательными и осторожными в своих высказываниях. Взрослые должны уметь предвидеть возможные последствия необдуманных суждений в адрес детей и с детства закладывать в них стремление к партнерству, сотрудничеству и взаимопомощи.
В разрешении конфликтов между детьми воспитателю необходимо обратить внимание на то, как ведут себя дети в ситуации разногласий, а для этого целесообразно опираться на психологическую модель психолога К. Томаса, которая позволяет определить предпочитаемый стиль поведения ребенка в конфликте, или модель, предлагаемую группой американских психологов1.
В рамках предлагаемой модели К. Томаса конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, интерпретируемой следующим образом:
• по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов;
• по горизонтальной оси — степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая как важность отношений. В данной модели различают пять основных стратегий (форм, стилей, тактик) поведения (рис. 2).
Основные подходы в разрешении конфликтов
Приспособление
Сотрудничество
Компромисс
Избежание (уход)
Соперничество
Рис. 2. Стратегии (тактики, формы, стили) поведения в конфликте
Минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избежания (ухода); максимальная по вертикальной оси образует приспособление; по горизонтальной — соперничество; сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает
сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу.
Стратегия (тактика) поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой ребенок может удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другого, действуя совместно или индивидуально. Выбор стратегии (тактики) поведения осуществляется под влиянием психологической установки (ориентации), которая включает когнитивные, мотивационные и моральные компоненты. Психологические ориентации возникают как под влиянием объективных характеристик каждой из сторон конфликта, так и в силу индивидуальных особенностей личности, обнаруживающих преимущественную склонность к выбору тех или иных стратегий взаимодействия.
Каждый ребенок может в какой-то степени использовать рассматриваемые формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма. Американские психологи предлагают рассматривать поведение ребенка в конфликтной ситуации с позиций таких стратегий, как: «сглаживание», «уход, уклонение»,
«конфронтация» («противопоставление, противоборство, столкновение», «соперничество») и «форсирование» («разрыв отношений»). Для интерпретации они используют образы животных, для которых некоторые особенности поведения являются характерными — это медвежонок, черепаха, сова, лиса и акула
Попытаемся сравнить формы (стратегии, тактики) поведения ребенка в конфликтной ситуации, используя эти образы.
Стратегия (тактика) «конфронтации» («конкуренции», «соперничества») — в конфликтологии и социальной психологии эта стратегия рассматривается как активная борьба индивида за свои интересы с применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями, что можно определить выражением «прет напролом». Здесь имеет место настойчивое противоборство, соперничество, бескомпромиссное отстаивание своих интересов. Такая форма поведения может сформироваться у человека еще в детстве в силу индивидуально-психологических осо-
бенностей личности (темперамент, выраженность черт характера и т. д.), а также от условий его социального развития (семья, детский сад, школа). Следует отметить, что дети дошкольного возраста часто используют данную стратегию поведения в качестве защитного механизма, так как не владеют необходимыми навыками эффективного взаимодействия со сверстниками и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Американские психологи сравнивают поведение ребенка, использующего стратегию соперничества и противопоставления, с поведением совы.
В поведении ребенка такая стратегия проявляется:
• в жестком контроле действий противника, соперника;
• в постоянном и преднамеренном подавлении противника всеми доступными средствами;
• в использовании обмана, хитрости, попыток завладеть положением, где «все средства хороши»;
• в провокации соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.
Ресурс личности определяют: властность, авторитарность, нетерпение к разногласиям и инакомыслию.
В детском возрасте могут сформироваться такие черты личности, как: ориентировка на сохранение того, что есть, боязнь нововведений, неоднозначных решений, боязнь критики своего поведения, стремление к подавлению и достижению власти, игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях. Эти черты личности могут закрепиться и проявляться в будущем в преимущественном использовании стратегии борьбы.
Стратегия (тактика) «избежания» («ухода», «уклонения»)— стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Предмет конфликта в этой ситуации не представляет особого значения как для одного, так и для другого его участника. Такой стиль поведения американские исследователи образно сравнивают с поведением черепахи. Она нето-
роплива, спокойна, медлительна, в случае опасности старается уползти или спрятать голову под панцирь. В некоторых странах черепаху считают символом мудрости.
Наблюдая за детьми в конфликтных ситуациях, обращает на себя внимание то обстоятельство, что один из соперников часто оказывается сильнее, напористее, а другой — слабее. Как правило, слабый ребенок уступает свои позиции более сильному или пытается уйти от конфликта. В других случаях так поступает ребенок, для которого предмет конфликта не важен. Кроме того, данная форма поведения выбирается тогда, когда ребенок не хочет отстаивать свои права, сотрудничать в конфликтной ситуации, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такое поведение возможно, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у ребенка не хватает настойчивости для решения конфликта в свою пользу. Стиль уклонения можно наблюдать у малоактивных, тихих, замкнутых детей. Для них важно сохранение и восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия для таких детей не значим, или случившееся их не особенно волнует. Они считают, что лучше сохранить добрые отношения с другими детьми, чем отстаивать собственную точку зрения, осознают, что правда может быть не на их стороне, чувствуют, что у них недостаточно качеств, необходимых для лидера, или шансов победить. В случае этой стратегии уместно вспомнить пословицу «И волки сыты и овцы целы ».
Следует отметить, что не всегда дети оказываются участниками конфликта по собственному желанию, а могут стать его «жертвой» в силу сложившихся обстоятельств. Позиция жертвы бывает привлекательна для некоторых детей из-за определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему, не надо брать на себя ответственность за последствия конфликта, так как за нее это сделают другие. Детям, использующим стратегию «черепахи», присуще желание выйти из ситуации «сухим из воды», не настаивая на своем, воздерживаясь от споров и возражений сопернику. Роль жертвы и неспособность ребенка выйти из нее лежит в формирующейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Стратегия ухода, уклонения в конфликтной ситуации может привести к тому, что ситуация загонится внутрь и будет способствовать развитию конфликта между двумя желаниями — сохранением отношений и достижением цели. И этот конфликт как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее. А неразрешенный конфликт опасен для психики ребенка тем, что вытесняется в подсознание и проявляется в нарастании тревоги, вплоть до соматических заболеваний и невротических расстройств.
Характерные особенности поведения ребенка в стратегии «ухода (уклонения)»:
• отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
• избегает применения силовых приемов;
• не понимает и отрицает серьезность и остроту ситуации;
• систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
*
Ресурс личности: чувство времени, умение держать паузу, выдержка и самоконтроль.
Характерные качества личности:
• застенчивость в общении;
• нетерпение к критике — принятие ее как атаки на себя лично;
• нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу «Авось обойдется».
Стратегия (тактика) «компромисса» — суть ее заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане она несколько напоми-
нает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия призвана урегулировать конфликтную ситуацию с целью сохранения и дальнейшего положительного развития межличностных отношений.
По мнению американских психологов, для этой стратегии характерен тип поведения, в котором сочетаются осторожность, хитрость, обходительность и лесть, что очень свойственно лисе. Взвешенность, сбалансированность и осторожность — основная установка этого типа поведения. Дети, используя данную стратегию, действуют по принципу: «Я уступлю немного, если ты тоже готов уступить». Компромисс предполагает, что действия участников конфликта регулируются за счет взаимных уступок, выработки промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Кроме того, для ребенка одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения со сверстником, которые он стремится в любом случае нормализовать. Следует отметить, что для детей при компромиссном решении проблемы, разделение ответственности или предмета конфликта поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение.
Тактические действия «лисы» можно наблюдать не только в конфликтах между детьми, но и в их взаимоотношениях. Данный стиль поведения ребенка проявляется:
• в умении торговаться, в интересе к тем, кто также умеет торговаться;
• в использовании обмана, лести для подчеркивания не очень выраженных качеств противника (манипуляции);
• в ориентировании на равенство в дележе, действиях по принципу: «всем сестрам — по серьгам».
Ресурс личности:
• хорошая ориентация в ситуации;
• постоянный анализ;
• игровой стиль поведения.
Основные подходы в разрешении конфликтов Характеристика качества личности:
• осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью;
• настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
• ожидание мягких формулировок, красивых слов.
• желание, чтобы окружающие не выражали свои мысли слишком открыто и резко.
Стратегия (тактика) «приспособление» («уступчивости», «сглаживания») — характерной чертой данной стратегии является то, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления благоприятного микроклимата в группе. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, низко ценит свои собственные интересы и жертвует ими в пользу соперника.
Рассматриваемый стиль отчасти напоминает стиль уклонения, но это разные стили. Их отличие состоит в том, что при уклонении ребенок не подстраивается под другого ребенка, ничего не делает для удовлетворения его интересов. Он просто отстраняется и «отталкивает» от себя проблему. Приспосабливаясь к ситуации, он действует со сверстником совместно и при этом подлаживается под него, практически соглашается делать то, что хочет от него другой ребенок. В определенной степени ребенок поступается своими интересами, изменяет под другого свою позицию.
Для наглядности поведение в стратегии «приспособления» «уступки» американские психологи ассоциируют с поведением медвежонка, который дает ощущение тепла и мягкости. Другими словами, ребенок руководствуется принципом поведения: «Все, что вы хотите — только давайте жить дружно». Такая установка на доброжелательность возможна за счет собственных потерь. Здесь важно учитывать соотношение сил противников. Если соотношение сил не в пользу одной из сто-
рон, принимающей участие в конфликте, и у нее мало шансов на победу, а дальнейшая борьба не имеет смысла, то у ребенка может произойти переориентация на установку, девиз которой — «Сдаюсь на милость победителя». Таким образом, стратегия «приспособления», «уступки» в конфликте используется ребенком, если ситуация не особенно для него значима и важнее сохранить хорошие отношения с соперником, чем отстаивать свои собственные интересы.
Действия ребенка, ориентированного на стратегию «приспособления» (уступки, сглаживания) следующие:
• систематическое согласие с требованиями противника, т. е. максимальные уступки (если это тактика);
• демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление — если говорится: «Мне ничего не надо!», то иногда это воспринимается окружающими как: «Мне надо все!»;
• давление на совесть, нравственные качества;
• потакание противнику, лесть.
Если эта стратегия поведения укоренится у ребенка, то в дальнейшем она может привести к развитию конформистского стиля поведения в целом, который сопровождается отсутствием собственного мнения в сложных ситуациях, желанием всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений, уходом от
острых вопросов, непоследовательности в суждениях. Такой ребенок может попасть под влияние лидеров групп социальной и асоциальной направленности, и его поведением смогут манипулировать.
Стратегия «форсирования» («разрыва отношений») — эта стратегия часто используется детьми дошкольного возраста в конфликтной ситуации как ответная реакция на действия соперника, в результате которых у каждого возникает ощущение глубокой обиды и ущемления его собственных интересов.
Зарубежные исследователи проводят аналогию тактических действий ребенка, приводящих к разрыву отношений с
68
Основные подходы в разрешении конфликтов
поведенческими характеристиками «акулы». Для акулы характерна тактика нападения, атаки, непредсказуемость действий и неожиданность.
В реальной ситуации ребенок, особенно с признаками агрессии, стремится настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы. Он использует силовое давление, может занимать жесткую позицию непримиримого антагонизма в случае сопротивления с другой стороны, а также использовать такие способы, как: давление на соперника, принуждение, особенно когда чувствует зависимость другого, воспринимает конфликтную ситуацию как вопрос победы или поражения. Иногда стремится перекричать соперника и применить физическое насилие. Ребенок, демонстрируя свою обиду, может дуться, испытывая при этом моральное давление. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить соперника принять свою точку зрения любой ценой, при этом ребенок не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других детей пользуется своим авторитетом и правами лидера, путем принуждения, а порой криками и плачем. Взрослый использует такую стратегию поведения, когда для него очень важен предмет конфликта. Для детей, как правило, предмет конфликта рассматривается с учетом только собственных интересов, а интересы сверстника игнорируются, т. к. одной из важных характеристик дошкольного возраста является явление эгоцентризма (т. е. неумение поставить себя на место другого). В этом случае конфликтная ситуация может настолько обостриться, что единственным выходом из нее является разрыв отношений между детьми, причем этот разрыв отношений, как правило, характеризуется своей непродолжительностью («не дружу до вечера», «не дружу до первой интересной игры…»).
В отличие от психологической модели, характеризующей стили поведения детей в ситуации конфликта, разработанной группой американских психологов, в модели К. Томаса рассматривается стратегия, противоположная «разрыву отношений» — это «сотрудничество». Автор считает
целесообразным (в контексте поставленной задачи) рассмотреть данную тактику поведения «сотрудничества», которая может быть эффективной в конфликтных ситуациях между детьми (при условии обучения их данной стратегии) и использует для описания и интерпретации данной стратегии образ дельфина.
Стратегия (тактика) «сотрудничества» — характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Она является самой сложной для анализа, так как включает в себя все другие стратегии и отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Безусловно, детям дошкольного возраста очень трудно овладеть навыками сотрудничества, т. к. они, в силу своих возрастных особенностей, не воспринимают сверстника, обладающего своим внутренним миром, как равноправного партнера по общению и деятельности.
В образном представлении поведения в данной стратегии можно сослаться на поведение дельфина, который отличается высоким уровнем интеллекта, а также рациональностью и здравым смыслом.
Дети дошкольного возраста, которые могут выразить свою позицию в конфликте, открыто признать противоречия в своих интересах и интересах соперника, встречаются редко. Тем не менее, ребенок, который ориентирован на сотрудничество, отличается от других своей способностью к рассуждениям, умозаключениям (их порой называют «старичками»), к мирному урегулированию конфликтной ситуации и имеющихся противоречий. Совместно с другими участниками конфликта и с помощью взрослого, в ходе открытого обсуждения, ребенок может не только соглашаться, но порой найти и предложить свой вариант общего решения, полностью удовлетворяющего всех. Принцип данной стратегии: «Давай оставим взаимные обиды. Я предпочитаю… А ты?». Ребенок, исполь-
зуя стратегию «сотрудничества» с целью удовлетворения своих интересов и отстаивая собственные интересы, должен быть вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Выбирая данную стратегию, ребенок несколько напоминает взрослого, готового к ведению переговорного процесса, поиску альтернатив и конструктивному разрешению конфликта.
Особенности поведения ребенка в стратегии «сотрудничества»:
• участвует в обсуждении проблемы, при этом открыто и правдиво высказывается по поводу причины возникшего конфликта, не лукавит, не ябедничает, настойчиво доказывает свою правоту в определении предмета конфликта;
• не претендует на власть, но проявляет качества лидера, быстро забывает обиды и восстанавливает дружеские отношения;
• может принимать советы со стороны сверстников и взрослых и действовать в соответствии с ними.
Данный вид взаимодействий требует от детей (не только участвующих в конфликте) определенной поведенческой культуры. Поэтому очень важно учить ребенка приемам сотрудничества с детства (уметь объяснить свои желания, выразить свои претензии, выслушать друг друга, с уважением отнестись к точке зрения другого).
Вышеуказанные стратегии характеризуют поведение ребенка в конфликтных ситуациях. В ходе длительного наблюдая за детьми воспитатель может самостоятельно определить используемый стиль поведения ребенка в каждом конкретном случае и тем самым эффективно урегулировать конфликты, способствовать гармонизации отношений между детьми и созданию благоприятного микроклимата в группе.
Предлагаем примерную программу наблюдения за ребенком:
1) наблюдение в режимные моменты, на занятиях и во время свободной активной деятельности (эмоциональное состояние хорошее, спокойное, равнодушное, тревожное, тягостное и т. п.);
2) типичные ситуации, при которых ребенок испытывает неуверенность в себе и беспокойство (неожиданные вопросы в ходе занятий, участие в играх соревновательного характера и т. п.);
3) участие в конфликтных ситуациях (никогда ни с кем не конфликтует, является инициатором предметных конфликтов, создает беспочвенные конфликтные ситуации и
т. п.);
4) объект конфликта, в котором участвует ребенок (несправедливые действия со стороны сверстника; проявление соперником агрессии, грубости, жестокости, оскорблений; проявление неприязни к сверстнику и т. п.);
5) эмоции, сопровождающие конфликтное поведение (нетерпение, гнев, злость, раздражение, обида, воодушевление от предвкушения борьбы, живой интерес к оппоненту, надежда на успех, удовольствие от точно найденной и принятой соперником аргументации);
6) формы конфликтного поведения:
• молчание, демонстративный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика;
• продолжает действовать, как будто ничего не произошло;
• стремится доказать, что другой ребенок не прав, ссорится;
• применяет физическое насилие;
• призывает на помощь союзников для поддержки;
• уступает, ищет справедливого исхода;
• предпочитает выяснять отношения с глазу на глаз;
• использует разные стратегии в зависимости от условий и т. п.;
7) виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие ребенок (ситуации по поводу поведения, отношений, предметной деятельности).