Предметный мир
Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое внимание.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с названиями различных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами, дерево, металл, ткань и т. д.
С этой целью проводят специальные занятия, для которых необходимо правильно подобрать наглядный материал. Знакомясь с различными материалами, ребенок должен иметь возможность выделить их свойства. Поэтому у каждого ребенка должен быть материал для обследования. Нельзя ограничиваться только демонстрацией свойств и качеств материала.
Другой важной задачей является обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов, а также группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Поэтому продолжается работа по знакомству детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. Это такие обобщающие понятия, как «посуда», «транспорт», классификации посуды — кухонная, столовая, чайная.У детей воспитывается умение, объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом используются соответствующие обобщающие слова. Главное не в том, чтобы ребенок запомнил предметы, попадающие под то или иное обобщающее понятие, а в том, чтобы он научился выделять общие для отдельных предметов признаки.
Для знакомства с предметами воспитатель может использовать загадки. К сожалению, дети, как правило, не умеют их отгадывать. Поэтому в средней группе желательно провести занятие по выработке умения отгадывать загадки. На этом занятии воспитатель учит детей выделять те признаки предмета, которые описаны в загадке.
Для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, об обобщающих понятиях широко используются дидактические игры.
Знакомя детей с предметным миром, воспитатель объясняет им, что человек внимательно изучает различные сиой-ства материалов и использует их при изготовлении предметов. Он придумывает предметы, которые ему необходимы,
затрачивает на их изготовление много труда, и поэтому ко всему нужно относиться бережно. Воспитатель учит этому детей: напоминает, что накрывая на стол, нужно аккуратно обращаться с посудой, потому что она может разбиться; рассматривая книгу, аккуратно переворачивать страницы, так как бумага — материал непрочный и книга может порваться и т.д.
Таким образом к концу года у детей складывается целостное представление об окружающем мире.
В помощь воспитателям предлагаем перспективный план работы по каждой теме.