Прогулки за пределы участка
Цели:
— научить детей внимательно относиться к тому, что их окружает, быть наблюдательными;
— контролировать свои действия и действия своих сверстников.
Воспитатель
(читает стихотворение и просит детей рассказать, о каких «дикарях» в нем говорится)
В лес вошли, ты посмотри, здесь как будто дикари Бросили бутылки, банки и дымящие костры… Мы тушили, убирали, с ног валились — так устали! Очень просим всех зверей не пускать в лес дикарей!
Воспитатель вместе с детьми составляет заповеди туриста и записывает их.
Заповеди туриста (заповедь — это закон)
1) не рвать растений с корнем;
2) не собирать цветы охапками;
3) не брать в рот незнакомые ягоды.
Воспитатель. А надо ли брать домой птиц, животных?
Дети отвечают.
Послушайте стихотворения и ответьте на вопросы.
А ежик ночью убежал: Его никто не обижал. Он тосковал уже с утра, Он тосковал еще вчера. Чего он, глупый, тосковал? К нему никто не приставал. Его мы так любили, И гладили, и мыли, Но он свернулся и дрожал, А после взял и убежал. В траве сновали паучки. Тихонько тренькали сверчки, С родной природой в мире Еж был в своей квартире.
Ю. Могутин
Кто целится камнем в птенца, в синеву? Эй! Брось, говорю! Не шучу я с тобой. Живой он, ты только подумай — живой! И мама, наверное, ищет его: Ребенок для мамы дороже всего!
М.Лгзам
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
. В поле каждый колосок.
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи, и мотыльки…
Все, что рядышком со мною, —
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!
Почему нельзя брать домой птиц и животных? Почему надо о них заботиться, охранять их?
Разгадайте загадки о том, что может нам встретиться на прогулке и на что мы должны обратить внимание.
♦ Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо.)
♦ Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, тот заплачет. (Солнце.)
♦ Без рук, без ног, а дерево гнет. (Ветер.)
♦ Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу, со мной пойдешь — дорогу найдешь. (Компас.)
♦ Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Река.)
♦ В воде родится, а воды боится. (Соль.)
♦ Мелькает хвостом туда-сюда, подпрыгнет, лишь бурлит вода. (Рыба.)
♦ Качаюсь на волнах, на белых парусах. (Лодочка.)
♦ Он и бьет, и стучит, и отскакивает, и бормочет, и поет, убаюкивает. (Дождик.)
♦ Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце.)
♦ Голубая простыня весь мир накрыла. (Небо.)
♦ Его просят, его ждут, придет — прятаться начнут. (Дождь.)
♦ Раскаленная стрела дуб свалила и ушла. (Молния.)
♦ На дворе переполох — с неба сыплется горох. (Град.)
♦ Что за чудо-красота! Расписные ворота. Мы под ними проползем и до мостика дойдем. (Радуга.)
♦ Ни зверь, ни птица, а нос как спица. (Комар.)
♦ Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
♦ Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)
♦ Я на спинке лежу и лапки ножницами скрешу. (Жук.)
♦ Хорош цветок, да остер шипок. (Роза.)
♦ Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, плавно, плавно полетел. (Бабочка.)
Воспитатель во время прогулки читает детям стихи. Дети наблюдают за бабочками, цветами, небом и т.д.
Для чего в природе бабочки нужны? Мы сейчас об этом вам сказать должны. Пищей она служит птицам и зверькам, Ящерицам, земноводным, даже паукам. Также могут бабочки опылять цветы, Чтоб потом возникли из цветков плоды. А для человечества много лет подряд Шелковые нити ставит шелкопряд. Бабочки — природы нашей красота, В них любовь и сказка, счастье и мечта. Пусть живут и радуют бабочки наш взор, Пусть наполнят светом весь земной простор!
Долина вся в цветах. Над этими цветами — Рой пестрых бабочек, Цветов летучих рой!
А. Майков
Луг совсем как ситцевый, Пестренький платок!
Не поймешь, где бабочка,
Где какой цветок?
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые в небе облака.
Е. Трутнева\
Ромашка
На лугу, у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке —
Белый, с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит:
«Не тронь!»
М Познанская
В голубой водице плывет рыбок вереница.
Чешуей златой сверкая, кружится, играя, стая.