ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

Семья

Поговорить с отдельными родителями о том, что дети должны иметь в семье свои постоянные обязанности, чтобы чувствовать себя полноправными членами семьи; спросить, какие именно обязанности выполняет ребенок в семье; посоветовать, что можно поручить ребенку. Особое внимание обратить на то, что ребенок должен выполнять не только какие-либо обязанности по самообслуживанию, но и поручения, касающиеся заботы обо всех членах семьи: накрыть на стол, помочь убрать посуду со стола, полить некоторые комнатные растения.

Детский сад

Совершить прогулку по участку детского сада. Обратить внимание на здание детского сада, предложить детям найти окна своей группы, музыкального зала, кухни и спросить, почему в здании так много окон и дверей.

Показать участки других групп, понаблюдать за прогул-кой самых маленьких, поиграть с ними, помочь им собрать игрушки.

Родной город

Побеседовать с детьми о домашних адресах. Напомнить им, зачем нужно знать свой домашний адрес. Предложить детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся в магазине, к тебе подошел милиционер и спрашивает, где ты живешь, какой твой адрес. Если ты будешь знать свой адрес, он сможет быстрее помочь тебе найти родителей».

Если кто-то из детей не знает адрес, нужно помочь ему выучить его.

Наша Родина

Рассмотреть с детьми иллюстрации в книжном уголке с видами родного города (центр города, самые известные достопримечательности). Например, в Москве—это Красная площадь, собор Василия Блаженного.

Нужно постараться вызвать в детях восхищение красотой увиденного. Напомнить им, что все это сделано руками людей очень-очень давно. Другие люди это берегли, и мы сейчас можем любоваться такой красотой.

Труд взрослых

Целевая прогулка по близлежащей улице.

Обратить внимание детей на разнообразные учреждения — школа, аптека, магазины, химчистка, прачечная и др. Везде ‘ работают люди. Каждый делает то, что умеет, страется делать хорошо, чтобы другим людям было удобно. Задача — вызвать у детей уважительное отношение к людям труда. Нужно сказать детям, что, став взрослыми, они тоже будут выполнять какую-либо работу, а для этого нужно учиться.

Предметный мир

Занятие «Знакомство со свойствами дерева и металла»

Цель. Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл — холодный материал, дерево — теплый, металл прочнее и тяжелее дерева).

Показать детям, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов.

Воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам.

Наглядный материал. У воспитателя — различные предметы и грушки, сделанные из металла и дерева.

У детей — деревянный кубик, желательно неокрашенный, или деревянный медицинский шпатель и деталь металлического конструктора.

Ход занятия. — Ребята, подойдите к моему столу. У меня на столе много разных предметов. Назовите их. (Дети называют предметы, воспитатель предлагает сказать, для чего тот или иной предмет нужен.)

— Вы видите, что все предметы разные. Но у некоторых есть что-то общее, похожее. Назовите, какие предметы похожи. (Дети могут назвать предметы одинакового цвета или   – формы.)

— Нам нужно разделить все эти предметы на две группы, чтобы в каждой были предметы, чем-то похожие друг на друга. На какие две группы можно разделить предметы? (Предположения детей. Если дети не догадаются разделить предметы по материалу, воспитатель помогает им.)

— Я на поднос поставлю матрешку. Как вы думаете, какие еще предметы можно поставить к матрешке? (Если дети ставят игрушку, похожую по цвету, воспитатель напоминает им, что все игрушки надо разделить на две группы, а по цвету все предметы разные и красные, и желтые, и зеленые, и на две группы их не разделишь.)

— Хорошо, я помогу вам. Я поставлю рядом с матрешкой пирамидку. Что же еще можно поставить? (Предположения детей.) Из какого материала сделана матрешка? А пирамидка? {Тоже из дерева.)Есть у меня на столе еще предметы, сделанные из дерева? (Да.) Найдите их и поставьте на поднос рядом с матрешкой и пирамидкой. (Дети выполняют задание – Воспитатель спрашивает: «Из какого материала этот предмет? Почему ты решил эту ложку положить на поднос?»)

— Посмотрите, как много разных предметов вы положили на поднос. Но что же у них общего? Да, они все сделаны из одного материала — из дерева.

— А что же общего у тех предметов, которые остались на столе? Да, они все сделаны из другого материала — из металла.

— У вас на столах лежат по два предмета — один из дерева, другой — из металла. Садитесь за столы, и мы вместе рассмотрим эти предметы.

— Возьмите в одну руку деревянный предмет. Сережа, из чего сделан твой кубик? (Из дерева.) А у тебя, Ира, какой кубик? (Деревянный.) А в другую руку возьмите другой предмет, он из какого материала? (Из металла.) Зажмите в кулачки ваши предметы. Какой предмет холоднее — металлический или деревянный? (Металлический.)
Значит, о металле мы можем сказать, что металл — материал холодный, а дерево какой? (Теплый.)

— Если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? (Дерево.) Почему? (Потому что это материал теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло.)

— А теперь возьмите металлическую пластинку и попробуйте провести черточку на деревянном куб«ке. Получилось? (Да.)

—А теперь возьмите деревянный кубик и попробуйте им провести черточку на металлической пластинке. Получилось? (Нет.) Почему, как вы думаете? (Предположения детей.) А не получилось у нас потому, что металл — материал очень твердый, он тверже дерева, поэтому на нем деревянным предметом черточку не проведешь. А дерево мягче металла.

— Повторите, металл какой материал? (Твердый.) А дерево? (Мягкий.)

—  Если вам нужно сделать нож, какой материал вы возьмете — металл или дерево? (Металл.)
Почему? (Потому что металл тверже дерева.) А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом? (Деревянные ложки, матрешки.)

— А сейчас снова подойдите к моему столу. (У воспитателя на столе стоят две банки с водой.) Посмотрите, у меня металлический шарик. Коля, возьми шарик, опусти его в банку с водой. (Ребенок выполняет указание воспитателя.) А Света опустит в другую банку с водой вот этот кубик. Он из чего сделан? (Из дерева.) Что произошло с металлическим и деревянным предметами? (Металлический шарик утонул, а деревянный кубик нет.) Почему металлический шарик утонул, а деревянный кубик нет? (Предположения детей.)|

— Металлический шарик утонул, потому что металл — материал тяжелый. А дерево какой материал? (Легкий.) Что же легче — дерево или металл? (Дерево легче, чем металл.) А что тяжелее? (Металл тяжелее, чем дерево.)I

— Если вы захотите сделать лодочку, какой вы возьмете материал — металл или дерево? (Дерево.) А почему? (Потому что металлическая лодочка утонет, а деревянная пет.)

— А теперь садитесь на свои места.

— Вот как много мы сегодня узнали о дереве и металле. Давайте вспомним, что же мы узнали. Что вы можете сказать о металле? Это какой материал? (Холодный, твердый и тяжелый.) А дерево? (Дерево те/нее, мягче и легче металла.)

— Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны. Металл—твердый материал, чтобы сделать из него какой-нибудь предмет, надо приложить много труда. А как трудно сделать вот такие красивые деревянные ложки, матрешки, пирамидки! Сначала их нужно вырезать, а потом покрасить.

—Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь, чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.