- Происхождение и педагогический потенциал народных игр
- О данном разделе
- Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте
- Значение народных игр в развитии личности
Характерные особенности некоторых видов игр
Двигательные игры — важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Основной особенностью двигательных
(подвижных, моторных) игр является их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в постоянно изменяющихся условиях. Так, в нравственном воспитании подрастающего поколения огромное значение имеют народные подвижные игры. Они развивают чувство взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. Необходимость подчинения правилам формирует честность, справедливость, дисциплинированность. Кроме того, народные подвижные игры помогают ребенку усвоить навыки поведения в обществе.
Социальные игры занимают особое место в воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, так как отражают существо отношений в обществе. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты. Основными компонентами социальных игр являются тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Наиболее распространенными из социальных игр являются сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры школьников рассматривали в разные годы А.С. Макаренко, Т.Е. Конникова, А.П. Усова, С.А. Шмаков, М.Г. Яновская, Д.Б. Эльконин и др. В ролевых играх дети имеют возможность самостоятельно строить взаимоотношения друг с другом, приучаются считаться с мнением своих партнеров в совместной деятельности. Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку приобщиться к трудовой деятельности, освоить свои полоролевые функции.
Следует отметить, что ролевые игры детей не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Ролевая игра выступает активной формой экспериментального поведения, обладающего социализирующим эффектом, который во многом зависит от мировоззренческих позиций играющего, а также от правильной дозировки и организации игры, и от пола ребенка.
Хороводные игры включают в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу
друг другу. Движения простые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стоят главные исполнители и ведут диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывают содержание песни.
Народные хороводные игры исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко. Мальчики становились участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.
В народной педагогике достаточно распространенными были орнаментальные игры, во время которых участники двигались в определенном порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок движений определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Участники изображали различные сооружения и явления: плетень, ворота, мост, улицу, метель, шум ветра и пр. Обычно и фа состояла из трех частей: «набора», собственно игры и «разбора», В начале игры несколько девочек-инициаторов игры, взявшись за руки, ходили цепочкой, специальной песней зазывая всех, желающих участвовать в игре. Такое приглашение называлось «набором». Затем начиналась собственно игра. В конце происходил так называемый «разбор» — благодарственная песня и поклоны друг другу за участие в игре. Орнаментальные игры были близки к хороводным и исполнялись в основном девочками.
Состязательные игры направлены на развитие как физических, так и умственных способностей детей. Они представляют собой состязание в силе, меткости, ловкости, быстроте реакции и сообразительности. Среди них выделяется группа игр с различными предметами: палками, шарами, мячами, жгутами и т.п. Основной чертой состязательных игр является наличие четко сформулированных правил игры и установка на победу.
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит:
■ от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;
■ от того, каким героям подражают дети;
■ от обеспечения самого процесса игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения
средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений.
Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Во всех коллективных играх решается единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к обшей цели, действуя в рамках установленных норм и правил. А организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации — важные качества для человека сегодняшнего и завтрашнего дня.
Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно. В научно-педагогической литературе отмечается роль игры:
■в познании мира;
■ в развитии свойств интеллекта;
■ в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний;
■ в физическом развитии ребенка и приобретении опыта нравственного поведения;
■ в формировании трудовых навыков и навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнерство);
■ в формировании опыта разнополовых и разновозрастных связей.
Известно, что игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). «В каждой хорошей игре, — писал А.С. Макаренко, — есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра без усилия, игра без активной деятельности всегда плохая игра…Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Многолетние исследования данной проблемы доказывают объективное существование огромного количества разнообразных игр, в основном хороших и полезных. Есть игры, насчитывающие сотни и тысячи лет своей истории.
В воспитательной работе с детьми К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр. «Обратить внимание на эти игры,
разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики», — писал он.
Народная игра — это прежде всего один из видов человеческой деятельности. Есть в игре свое духовное начало, есть материальная сторона: игрушки, игровые снаряжения. Но основу игры составляют все же действия играющих, их игровая деятельность, причем многие игры не требуют никаких игровых предметов (например, «Салки», «Колдунчики», «Горелки»).
Культуру развивают традиции. Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности, но проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.
Исследователи и практики педагогики выделяют определенные признаки, характерные для традиционных народных игр. В.М. Григорьев предлагает следующую характеристику традиционных народных игр: продолжительность бытования, распространенность ее в народе, признание игры «своей», т.е. выражающей особенности характера, культуры и быта данного народа, вполне типичной, характерной для него.
При этом он обращает внимание на то, что одна и та же игра может быть «своей, родной» сразу для нескольких народов и что сами понятия «народ», «народный» исторически меняются. Так, в XIX веке слово «народный» часто понималось как «простонародный», относящийся к необразованным классам, в основном к . крестьянам. В настоящее время понятие «народ» охватывает все слои общества, включая интеллигенцию. И каждый человек вносит свой вклад в сокровищницу народного творчества.
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. Давно стало распространенным изречение: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети». Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают ярко представить седую старину. Много из того, что было характерно для быта, а с веками исчезло, сохранилось лишь благодаря детским играм.
При рассмотрении педагогических функций игры обращает на себя внимание прежде всего то, что она моделирует ситуации, в которых максимально напрягаются все силы человека. Упражняясь в играх с детства до преклонных лет, люди приучались преодолевать трудности и таким образом тренировали физическую силу, ловкость, воспитывали в себе волевые качества — все то, что имеет большое значение в повседневной жизнедеятельности.