Занятие №17
Цели: • познакомить детей с театральными профессиями гримера и костюмера:
• учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы;
• развивать пантомимические навыки и артикуляцию;
• поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному общению через игру.
Ход занятия
Занятие проводят два воспитателя. Собирая детей в кружок, один воспитатель говорит:
— Сегодня мы с вами познакомимся с театральными профессиями костюмера и гримера. Кто же такой костюмер, может быть, кто-то из вас знает? Это человек, который в театре шьет или подготавливает к спектаклю костюмы для актеров. А гример? Это очень интересная профессия: гример может с помощью грима (помады, разноцветных кремов, пудры, париков) превратить, например, обыкновенную девочку в принцессу, молодого человека — в старичка. Хотите посмотреть, как это происходит?
Воспитатели достают (или приносят) чемоданчик с гримом, парик, бороду, элементы костюма и предлагают одному из детей (по желанию) стать актером, которого нужно загримировать и одеть как Старичка-Лесовичка.
Воспитатель произносит слова считалочки, которая поможет выбрать «актера»:
На базаре ежик накупил сапожек.
С пряжками — сыну,
Сапожки по ножке — себе,
С застежками — дочке.
Поменьше немножко — жене,
И все уложил в мешочке.
(И. В. Новотворцева)
Дети повторяют считалочку, выбирают «актера», которого будут гримировать и переодевать.
Воспитатели гримируют и переодевают ребенка на глазах у детей, рассказывая и показывая, как и что они делают. Ну вот. все готово. Ребенок превратился в Старичка-Лесовичка.
Театрализованная игра
«Веселый Старичок-Лесовичок»
Воспитатель читает стихотворение. Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель:
Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок: Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух! Бу-бу-бу да бе-бе-бе, Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок: Хи-хи-хи да ха-ха-ха,Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль! Го-го-го да буль-буль-буль!
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок: Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
Иг-го-го да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс)
Игра проводится несколько раз. Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети? Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него? Упражнение на развитие артикуляции «Немой диалог» Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, смотрит платье, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)