- "Острый Глаз и Чуткое Ухо"
- Развлекательно-познавательная игра "Аптека в природе"
- «Купание моряков»
- Игра «Знаете ли вы…»
- Подвижная игра «Не зевай»
Будем с Лесом Дружить
(занятие-развлечение)
Цели:
— закрепить правила поведения на природе;
— научить детей оценивать хорошие и плохие поступки людей.
В оформлении группы использованы пейзажные картины, наподобие картинной галереи. Отдельно оформить стенд с иллюстрациями или рисунками грубого поведения человека на природе: сломанные ветки, разоренные гнезда и т.д.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться пейзажными картинами, вспомнить, какие красивые полянки с цветами они видели, как с интересом наблюдали за деревьями, кому какие места больше всего понравились. Рассказывает о том, какие места понравились ему, почему, в какое время года.
Далее читает свои любимые стихи о природе, а дети — свои.
Воспитатель
Горит морошкой спелою Ковер седого мха, На нем березка белая И черная ольха, Растут они под горкою, По-дружески деля
Все то, что дарит гордая
И добрая земля.
А. Турин
Дети
Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Воспитатель
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла, —
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза — и вновь весела…
Вс. Рождественский
Грибники
Встану вместе с солнышком,
К лесу час ходьбы.
Там, в траве под листьями,
Ждут меня грибы.
Р. Кучеренко
Мы с вами вспомнили полюбившиеся места, послушали красивые стихи, полюбовались картинами. А вот здесь тоже есть выставка, но выставка необычная. (Показывает на отдельно оформленный стенд.)
Давайте посмотрим, что i же здесь непривычно нам видеть?
Воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки и иллюстрации о грубом поведении людей на природе. Дети рассказывают о том, что представлено на «выставке», а воспита тель напоминает, что лес надо беречь, надо с ним дружить, помогать ему.
Иногда весной в лесу, там, где отдыхают люди, можно увидеть «плачущую» березу. Кто-то нанес ей глубокую рану ножом или топором, наполнил банку соком и ушел, так и оставив ранку у дерева, ее очень жалко.
В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы — И капли сока, точно слезы, Текли прозрачною струей.
Да, у березы берут иногда целебный сок, но делать это надо очень осторожно. Рану у березы надо обязательно залечивать: замазывать глиной. А если рана большая, то сделать небольшую деревянную пробочку и вставить в «порез». Если рану не залечить, то в нее попадут микробы и дерево будет долго болеть. Такое раненое дерево за весну может потерять до 200 л сока.
«Туристы»
Воспитатель. Саша и Дима будут у нас сегодня туристами, они пойдут в лес, а мы посмотрим, как они будут вести себя. (На роль туристов можно пригласить и взрослых.)
Воспитатель ставит 2—3 дерева из картона, на полу раскладывает бумажные цветы. Выходят два туриста с рюкзаками.
1-й турист. Давай устроим здесь привал. Ты наломай веток с дерева, а я разведу под ним костер.
2-й турист уходит, а 1-й турист начинает распаковывать рюкзак и доставать «продукты» в полиэтиленовых пакетах и бумаге. Возвращается 2-й турист.
2-й турист. Я нашел среди травы гнездо, а в нем птенцы! Я взял одного домой, буду его кормить. (Можно положить птичку из пластилина, украшенную перьями.)
Турист кладет птенца в пакет.
Давай поедим.
Оба туриста садятся около припасов, разбрасывают пакеты, бумагу, пластиковые бутылки.
1-й турист. Ай, ноги щиплет — это муравьи! Я сейчас разбросаю муравейник, чтобы они не мешали нам отдыхать. Из-за муравьев и костер разводить не хочется. Пошли дальше.
«Туристы» кое-как собрали рюкзаки, оставили бумагу, пакеты, бутылки и ушли.
Воспитатель. Будут ли такие туристы друзьями леса? Знают ли они, как надо вести себя в лесу?
Дети. Нет, так как они хотели наломать для костра веток с дерева, а не собрать сухих веточек; нельзя разводить под деревом костер; нельзя брать птенцов; нельзя разорять муравейник и нельзя оставлять после себя мусор.
Воспитатель. А как вы думаете, затушили бы после
себя эти туристы правильно костер?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Лес надо беречь, быть ему другом, чтобы с ним не случилось беды, как в этом стихотворении.
Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали, И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер, И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел, Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы. И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Вот какую беду в лесу описал поэт. С лесом надо дружить: он дарит нам ягоды, грибы, цветы, хорошее настроение.
А сейчас мы посмотрим кино в картинках.
Воспитатель заранее подбирает картинки с природной тема-тикой и изображением детей, рассказывает, как поступает ребенок в той или иной ситуации. Вес рисунки характеризуют детей положительно. Например, иллюстрация, изображающая семью на отдыхе в лесу или у реки: Саша с папой, мамой и сестренкой Ирой отдыхали в лесу (воспитатель рассказывает по картинке, что они делали), Саша напоминает папе, что костер надо хорошо затушить и убрать после себя мусор. Саша — хороший друг леса (речки, луга, птиц и т.д.) и никогда не навредит ему. Про другого ребенка можно рассказать, как он научил сестренку правильно рвать цветы и т.д.
Мы посмотрели в «кино», какие у леса хорошие друзья. Давайте споем песню «Вместе весело шагать».
Все исполняют песню В. Шаинского «Вместе весело шагать».