Будем с Лесом Дружить

(занятие-развлечение)

Цели:

—  закрепить правила поведения на природе;

—  научить детей оценивать хорошие и плохие поступки людей.

В оформлении группы использованы пейзажные картины, наподобие картинной галереи. Отдельно оформить стенд с иллюстрациями или рисунками грубого поведения человека на природе: сломанные ветки, разоренные гнезда и т.д.

Воспитатель предлагает детям полюбоваться пейзажными картинами, вспомнить, какие красивые полянки с цветами они видели, как с интересом наблюдали за деревьями, кому какие места больше всего понравились. Рассказывает о том, какие места понравились ему, почему, в какое время года.

Далее читает свои любимые стихи о природе, а дети — свои.

Воспитатель

Горит морошкой спелою Ковер седого мха, На нем березка белая И черная ольха, Растут они под горкою, По-дружески деля

Все то, что дарит гордая                                

И добрая земля.                                             

А. Турин

Дети                                                                

Есть у меня зеленый друг,                            

Веселый друг, хороший,                                 

Он нам протянет сотни рук                         

И тысячи ладошек.                                       

Воспитатель                                                             

Чуть солнце пригрело откосы                      

И стало в лесу потеплей,                             

Береза зеленые косы                                     Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,                              В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето                                 

Она на опушке лесной.                                

Гроза ли над ней пронесется,                      

Прильнет ли болотная мгла, —                    

Дождинки стряхнув, улыбнется                    

Береза — и вновь весела…                            

Вс. Рождественский

Грибники

Встану вместе с солнышком,                    

К лесу час ходьбы.                                     

Там, в траве под листьями,                          

Ждут меня грибы.                                       

Р. Кучеренко

Мы с вами вспомнили полюбившиеся места, послушали красивые стихи, полюбовались картинами. А вот здесь тоже есть выставка, но выставка необычная. (Показывает на отдельно оформленный стенд.)
Давайте посмотрим, что i же здесь непривычно нам видеть?                                   

Воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки и иллюстрации о грубом поведении людей на природе. Дети рассказывают о том, что представлено на «выставке», а воспита тель напоминает, что лес надо беречь, надо с ним дружить, помогать ему.

Иногда весной в лесу, там, где отдыхают люди, можно увидеть «плачущую» березу. Кто-то нанес ей глубокую рану ножом или топором, наполнил банку соком и ушел, так и оставив ранку у дерева, ее очень жалко.

В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы — И капли сока, точно слезы, Текли прозрачною струей.

Да, у березы берут иногда целебный сок, но делать это надо очень осторожно. Рану у березы надо обязательно залечивать: замазывать глиной. А если рана большая, то сделать небольшую деревянную пробочку и вставить в «порез». Если рану не залечить, то в нее попадут микробы и дерево будет долго болеть. Такое раненое дерево за весну может потерять до 200 л сока.

«Туристы»

Воспитатель. Саша и Дима будут у нас сегодня туристами, они пойдут в лес, а мы посмотрим, как они будут вести себя. (На роль туристов можно пригласить и взрослых.)

Воспитатель ставит 2—3 дерева из картона, на полу раскладывает бумажные цветы. Выходят два туриста с рюкзаками.

1-й турист. Давай устроим здесь привал. Ты наломай веток с дерева, а я разведу под ним костер.

2-й турист уходит, а 1-й турист начинает распаковывать рюкзак и доставать «продукты» в полиэтиленовых пакетах и бумаге. Возвращается 2-й турист.

2-й турист. Я нашел среди травы гнездо, а в нем птенцы! Я взял одного домой, буду его кормить. (Можно положить птичку из пластилина, украшенную перьями.)

Турист кладет птенца в пакет.

Давай поедим.

Оба туриста садятся около припасов, разбрасывают пакеты, бумагу, пластиковые бутылки.

1-й  турист. Ай, ноги щиплет — это муравьи! Я сейчас разбросаю муравейник, чтобы они не мешали нам отдыхать. Из-за муравьев и костер разводить не хочется. Пошли дальше.                                                                               

«Туристы» кое-как собрали рюкзаки, оставили бумагу, пакеты, бутылки и ушли.

Воспитатель. Будут ли такие туристы друзьями леса?  Знают ли они, как надо вести себя в лесу?

Дети. Нет, так как они хотели наломать для костра веток с дерева, а не собрать сухих веточек; нельзя разводить под деревом костер; нельзя брать птенцов; нельзя разорять муравейник и нельзя оставлять после себя мусор.       

Воспитатель. А как вы думаете, затушили бы после

себя эти туристы правильно костер?                                      

Воспитатель выслушивает ответы детей.                                 

Лес надо беречь, быть ему другом, чтобы с ним не случилось беды, как в этом стихотворении.

Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали, И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер, И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел, Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался от ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы. И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

Вот какую беду в лесу описал поэт. С лесом надо дружить: он дарит нам ягоды, грибы, цветы, хорошее настроение.

А сейчас мы посмотрим кино в картинках.

Воспитатель заранее подбирает картинки с природной тема-тикой и изображением детей, рассказывает, как поступает ребенок в той или иной ситуации. Вес рисунки характеризуют детей положительно. Например, иллюстрация, изображающая семью на отдыхе в лесу или у реки: Саша с папой, мамой и сестренкой Ирой отдыхали в лесу (воспитатель рассказывает по картинке, что они делали), Саша напоминает папе, что костер надо хорошо затушить и убрать после себя мусор. Саша — хороший друг леса (речки, луга, птиц и т.д.) и никогда не навредит ему. Про другого ребенка можно рассказать, как он научил сестренку правильно рвать цветы и т.д.

Мы посмотрели в «кино», какие у леса хорошие друзья. Давайте споем песню «Вместе весело шагать».

Все исполняют песню В. Шаинского «Вместе весело шагать».