"Острый Глаз и Чуткое Ухо"

Цели:

—  закрепить знания детей о птицах, насекомых, деревьях, растениях, цветах;

—  развивать память, внимание, мышление.             

Игра может быть проведена на полянке или на участке.     

Воспитатель. Сегодня мы проведем разнообразные викторины: надо будет отгадать названия птиц, растений, спеть песню или рассказать стихотворение. Но для начала вспомним правила поведения на природе.

Воспитатель задает вопросы, дети на них отвечают.

♦  Можно ли в начале лета в лесу, на поляне кричать, шуметь? (Нельзя, так как птицы выводят птенцов.
Шум и дым пугают их, они могут бросить свои гнезда.)

♦ Как сохранить гнездо птицы, если вы его нашли? (Не вытаптывать траву около гнезда, не трогать яйца и птенцов.
Тихо и спокойно уйти.)

♦ Можно ли уносить домой птенцов? (Нет, дома прокормить птенцов трудно; даже если это возможно, выпущенный на волю, он будет беспомощным, так как птицы учат своих птенцов искать пищу и защищаться от врагов.)

Воспитатель оценивает ответы детей, хвалит за дополнения.

А теперь перейдем к заданиям викторины.

1-е задание — «Чуткое ухо»

♦ Чье пение мы слышим весной в апреле? Какая птица прилетает в это время? (Жаворонок.)

♦ Жужжание какого насекомого можно услышать летом? (Шмеля, осы.)

♦ Звук какого насекомого мы называем звоном? (Комара.)

♦  Можно ли услышать полет бабочки? (Нет, бабочка летает бесшумно.)

♦ Голос какой скрытной птицы можно услышать летом? (Кукушки.)

Воспитатель раздает призы за правильные ответы, если есть желаюшие получить главный приз «Чуткого уха», то надо рассказать стихотворение, загадку или спеть песню про какую-нибудь птицу или насекомое.

2-е задание — «Острый глаз»

♦ Какой цветок распускается первым? (Подснежник, потом одуванчик.)

♦ Какие цветы синего, голубого цвета? (Фиалки, герани.)

♦  Какие птицы первыми прилетают к нам весной? (Трясогузка, жаворонок.)

♦ Кто летает, но не птица? (Насекомые — бабочка, шмель, комар и т.д.)

♦ В названии каких цветов есть имена девочек. (Роза, лилия, маргаритка.)I

Воспитатель оценивает ответы детей и раздаст призы.

3-е задание — «Зеленая аптека»

♦ Каким растением можно облегчить боль, если натер ногу? (Подорожником.)<

♦ Из каких растений можно приготовить витаминный чай? (Из листьев малины, смородины, мяты, ягод шиповника и т.д.)

♦  Какие витаминные растения идут на приготовление супа, борща, салата? (Крапива, щавель, одуванчик.)

Воспитатель поощряет ответы детей, раздаст призы.

4-е задание — «Художественное»                     

Воспитатель. Для выполнения этого задания вы должны стать артистами. Вы можете рассказать стихотворение, спеть песню о цветке, насекомом, растении. Только нужно избегать одинаковых загадок, песен. Можно объединиться с товарищем, подругой.                                                             

За каждое выступление воспитатель награждает детей-артистов. Всех хвалит за успешный концерт.                                      

5-е задание — «Отгадай загадку»                      

Воспитатель по очереди загадывает загадки мальчикам и девочкам,                                                                                     

Мальчикам

♦  Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

♦ У кого щеки служат мешком? (У бурундука.)

♦ С бородою, а не старик; с рогами, а не бык; не конь, а брыкается; доят, а не корова; с пухом, а не птица; лыко дерет, а лаптей не плетет? (Коза.)

Девочкам

♦ Не вода, не суша — ногами не пройдешь, на лодке не проплывешь. (Болото.)I

♦ Он снасти как рыбак готовит, а рыбы никогда не ловит. (Паук.)

♦ С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба.) За правильные ответы дети получают открытки.

Воспитатель

Вот закончились заданья, Все заданья — испытанья. Посчитаем мы сейчас — Кто здесь первым стал у нас?

Подводятся итоги, победителю вручаются цветы.