«Кто быстрее построит чум»

Ведущий. Сейчас вы будете строить чум, только не из жердей, а из палок.

Ведущий раздает двум командам (по три ребенка в каждой) по пять гимнастических палок, кусок ткани, чтобы чум укрыть сверху, и по мотку скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью — чум будет готов.

Ведущий. Молодцы, оленеводы! Строить чум — очень трудное дело, и надо быть очень опытным оленеводом.        |

«Поймай оленя»                                    |

Ведущий разбрасывает по полу 15 небольших мячей   [

(«оленье стадо»). Кольцом от серсо большего размера, чем   i

мяч, с расстояния 2,5 м надо набросить на «оленя» аркан —   j

поймать его. Игра заключается в том, кто больше поймает   | (заарканит) «оленей». (Игру можно повторить, если детям она понравилась.)

Ведущий                                                           J

Вот и поиграли, как в тундре побывали.                      |

А теперь пора и нам отправляться по домам. Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.                           |

Ведущий «запрягает оленей» (делает из гимнастичес-  ! ких обручей три или пять упряжек), в середине становится ребенок-«олень», ладони у него растопырены у лба (как рога на голове), дети держатся за обруч, у одного ребенка в руках хорей.                                                                           |

Ведущий                                                                        |

Олени, ветер, тундра,                                       J

Кругом такой простор!                                   |

Бегут олешки шустро —                                 |

Веселье и задор!                                              j

Посвистывает ветер                                        |

В ушах у оленят!                                             |

Олени, ветер, тундра —                                    |

Несутся вскачь, спешат!                                  I

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «ЛЮБИМ В ТУНДРЕ МЫ БЫВАТЬ!»|

Цели:

—  закрепить у детей знания о ягодах, которые растут в родных местах, их применении;

—  воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:
шапочки-ободочки с нарисованными ягодами морошки, княженики, шикши, жимолости; 15—20 сделанных из цветной ваты ягод морошки; три нарисован-   - ных кустарника на больших листах ватмана; три синих фломастера; пять гимнастических обручей; пять хореев.

* * *

Игру можно провести в помещении или на участке. У детей на головах ободочки. Воспитатель играет роль Хозяйки тундры, она одета в пышную зеленую юбку, на голове у нее венок из цветов или трав.

Хозяйка тундры

Как за нашими лесами

Есть большущие поляны.

А в траве там мураве

Ягоды полно везде:

На кустах, на кочках,

Под ногой у дочки.

Так их много, что не счесть —

Хочется и рвать и есть!

А морошка-краса

На зеленом так видна,

Что бежишь ей поклониться

И красой той подивиться!

О каком месте я вам рассказала? Оно должно быть вам знакомо, кто догадался?

Воспитатель выслушивает ответы детей, уточняет их, так как некоторые места в тундре имеют свои местные названия, надо, чтобы дети вспомнили их. (Не забыть похвалить детей за ответы.)

Любим в тундре мы бывать, Любим ягоды искать, И грибочки, и цветы... Кладовая, тундра, ты!

А раз мы любим бывать в тундре, то запрягайте оленей, я приглашаю всех к себе в гости!

Дети берут обручи, ребенок-«олень» встает внутрь, остальные держатся за край обруча.

А как называется палка, которой погоняют оленей? Дети отвечают.

Правильно, это хорей — длинный, тонкий шест. Оленьи упряжки готовы, поехали в гости! (Дает хорей ребенку-«каюру».)

Воспитатель поет нараспев песенку, а дети подпевают.

Когда еду я в упряжке,                                  j

Я не еду, я лечу                                              i

Ханавэя* обгоняю —                                     j

Ex эй-ха!                                                        ]

Ну, каюры, останавливайте оленей, мы приехали ко мне в гости. Видите, как здесь красиво! Сядем на траву, на кочки, поиграем, что-то новое узнаем!                                        |

Воспитатель помогает разместиться детям на полу, стульчиках.

Я Хозяйка тундры, мне многие подчиняются: и грибы, и ягоды, и звери. Я много знаю и многим помогаю, слежу, чтобы не срывали стебли растений, берегли их. Богата наша тундра! Я загадаю вам загадку про одну интересную ягоду.

Белый цветок, зеленый листок,                               )

Ягодка одна, но жесткая она.

А когда поспевает — всех удивляет:                        j

Ярко-оранжевой, мягкой бывает. (Морошка.)

Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает их мнение.

Правильно, это морошка. Она растет на болоте.