Наблюдение за лиственницей

Наблюдение можно проводить несколько раз:

—  когда набухают почки;

— когда распустятся иголки;

—  когда иголки будут большими.

Воспитатель. Сегодня мы будем рассматривать дерево, на которое раньше мало обращали внимания. Отгадайте загадку.

Вроде сосен,вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница.)

Правильно, мы поговорим о лиственнице. Посмотрите, какой стройный ствол у этого дерева, много пушистых веток. А что же на ветках?

Воспитатель наклоняет ветку и предлагает детям рассмотреть, что же находится у этого дерева на веточках. Дети высказывают свое мнение.

На веточках у этого дерева иголочки. А колючие ли они?

Дети трогают иголки, гладят.

Иголки мягкие, нежные, шелковистые. Давайте рассмотрим, как растут иголки: по одному, как листочки, или пучками?

Дети отвечают.

Посмотрите: иголки растут пучками, т.е. из одного места вырастает несколько иголок. Видел ли кто зимой на этом дереве иголки?

Дети. Нет.

Воспитатель. А что же с ними происходит зимой?

Дети. Они осенью желтеют и, как листочки, опадают.

Воспитатель. Действительно, иголки у этого дерева опадают осенью, как листья у березы, тополя и других деревьев и кустарников. И дерево это называют лиственницей. Вспомните текст загадки: «Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок». Можно по нему узнать лиственницу?

Дети отвечают.

У лиственницы, как у сосны и ели, бывают шишки, но они поменьше. В шишках находятся семена, которыми лакомятся птицы.

Лиственница любит свет, простор, чтобы ей не мешали расти другие деревья. Дерево стоит стройное, красивое, красоту надо беречь.

Предложить детям еше раз потрогать нежные иголки лиственницы.