- Этюд с содержанием проблемной ситуации
- Блок игр, направленных на снятие конфликтности
- Блок игр, отражающих притязание на социальное признание
- Блок игр на обучение эффективным способам общения
- Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Психологу, работающему в детском саду, необходимо вести работу с воспитателями, педагогами по повышению их социально-психологической компетенции, это первое направление работы психолога с педагогическим составом.
В социальной психологии социально-коммуникативная компетентность рассматривается, как способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входят:
• умение ориентироваться в социальных ситуациях;
• умение правильно определить личностные особенности и эмоциональное состояние других людей;
• умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия.
Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучать педагогов, являются следующие:
• Метод интроспекции — заключается в том, что педагог (воспитатель) ставит себя на место воспитанника. А затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот ребенок (воспитанник) испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие со сверстником. Действенность этого метода высока, но не безгранична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за мысли и чувства ребенка. Применяя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями ребенка и менять их в случае несоответствия.
• Метод эмпатии основан на технике «вчувствования» во внутреннее переживание другого человека. Если воспитатель, педагог — человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для него полезным. К такому типу относятся чаще всего воспитатели с высоким творческим потенциалом, преподаватели художественных дисциплин, относящиеся к типу «художников». Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог может доверять своей интуиции и вовремя останавливать возникновение интеллектуальных интерпретаций.
• Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни. Чтобы понять ребенка, партнера по взаимодействию, такой педагог выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации. К типу «мыслителей» можно отнести педагогов дополнительного образования по математике, конструированию.
• Метод творчества позволяет превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее максимальную пользу (выгоду). Он состоит в превращении проблемы в задачу. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-то научиться в любой ситуации, использовании позитивных утверждений.
• Метод позитивного (оптимального) самоутверждения основан на стратегии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путем «Я-высказываний», отражающих суть события, потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию.
• Метод совместной власти основан на партнерских отношениях: «власть с…», а не «власть над…». Позволяет добиться наиболее желательных для личности результатов, одновременно создавать ценности для другого человека.
• Метод управления эмоциями основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передавать другому. Это становится возможным при выработке умений самоконцентрации, безопасной разрядки эмоций и выработке стремления к улучшению отношений.
• Метод анализа конфликтных ситуаций с помощью стратегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить разнообразные варианты решения проблемы с выгодой для обеих сторон.
• Социально-психологические тренинги, позволяющие развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.
• Метод интуиции — используемый в индивидуальной и групповой формах работы с педагогами. Основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.
• Метод воображения, помогающий развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партнера по общению, и свои собственные реакции, и др.
• Метод расширения кругозора, заключающийся в постоянном повышении уровня профессионального мастерства, изучении смежных с психологией наук, широкой информированности в области познания окружающего мира.
Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, то вышеуказанные методы могут использоваться воспитателями в работе по профилактике детских конфликтов.