Норка дождевого червя

Воспитатель. Дети, сегодня Хозяин тропинки приглашает нас в гости и потому оставил свой знак-примету. Кто первый увидит его?

Дети с воспитателем идут по тропинке, подходят к доскам, лежащим па земле, из-под которых виднеется записка в виде зеленого листочка. Дети достают записку.

Молодец,… (обращается к ребенку, нашедшему записку)\ самый первый нашел примету Хозяина тропинки. А что это может быть, дети?

Дети высказывают евои предположения.

Это письмо, но письмо не простое. Во-первых, оно с красной полоской — значит это телеграмма. В телеграмме тоже можно написать много слов (это будет телеграмма-письмо). Во-вторых, она зеленого цвета. Значит, эта телеграмма или о растениях, или о насекомых, или о погоде.

Сейчас я прочитаю, что же нам пишет Хозяин тропинки: «Дорогие дети, я благодарю вас за помощь дождевым червям. Помните, вы отнесли их на грядку? Ведь земля — это их дом. Им трудно было после дождя уползти с дорожек, на которых были лужи. Вода для них — беда. А вы познакомились с ними и отпустили домой. Сегодня дождевые черви пришли к вам в гости. Они находятся под доской. Ваша воспитательница расскажет вам, как они делают себе дом — норку, как роют ходы. Всегда берегите бабочек, жучков, червяков. Ваш Хозяин тропинки».

Давайте поднимем доску и посмотрим, действительно ли к нам пришли в гости дождевые черви?

Воспитатель поднимает доску, под ней находится несколько дождевых червей.

Вот они, какие красивые, толстенькие! Давайте с ними поздороваемся.

Дети приветствуют дождевых червей.

Я расскажу вам, где и как они живут. Видите под доской на земле маленькие полоски? Это дорожки дождевых червей. Вы видели, как они быстро спрятались, когда я подняла доску. А куда они спрятались?

Дети. В норку.

Воспитатель. Правильно, их домик называется норкой. Вроде не лисы, а живут в норках. А сейчас я возьму дождевого червя и покажу, каким концом тела он копают норку. Видите острый кончик? Им он и сверлит отверстие в земле, давит на нее, напирает, и получается норка, а в ней много длинных ходов. Земля же выбрасывается наружу.

Долго работает червяк, чтобы сделать себе домик, несколько дней. Тяжело бывает ему, но он упорно трудится, чтобы сделать подземный ход. Черви прячутся туда, когда наступает день, они не хотят, чтобы их часто видели люди, им больше нравится ночь и свой подземный дом.

Давайте и мы не будем их беспокоить, пусть живут в своей норке, пожелаем им хорошей погоды. А почему черви любят хорошую погоду?

Детей высказывают свое мнение.

Правильно, дождь заливает их норки и им негде спрятаться, поэтому они выползают наружу. Им плохо после дождя, их могут люди раздавить ногами, склевать птицы.

А сейчас осторожно положим доску на место, дождевые черви вернутся сюда, здесь они сделали много ходов, и благодаря им земля стала рыхлой, пушистой.

Воспитатель с детьми осторожно кладут доску на место.