СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игра обретает вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является культурно представленным, зафиксированным (неоднократно описанным) и передаваемым «по наследству» способом разрешения конфликтов. Она имеет преимущества в разрешении представленного в ней конфликта за счет его концентрации во времени и пространстве. Г. П. Щедровицкий утверждал: «…нормы могут задаваться детям в качестве особых содержаний усвоения только в ситуациях, возникающих по поводу, именно в конфликтных ситуациях, ибо только они могут быть использованы в качестве средства разрешения конфликта, и только здесь ребенок сможет увидеть и понять их роль в качестве таких средств». Однако следует отметить, что не каждая игра, рассматриваемая как место, механизм и конструкция для разрешения конфликтов, исчерпывающе выполняет разрешающую функцию. Существует некоторый набор («банк») игр, в которые играют почти все дети в той или иной вариации (в свое время подробный анализ и описание таких игр провел Е. А. Покровский).

Предполагается, что сюжет игры ребенок выбирает в зависимости от того противоречия, которое требует разрешения и может быть разрешено в данных условиях. По установлению игровых предпочтений, определенных правил есть основания предполагать содержание не только определенных конфликтов, но и тот ресурс разрешения, дефицит которого снимается в конкретных играх (Выгодский Л. С).

Практика проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в решении возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения. Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

•      сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

•      имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий» процесс);

•      интерактивные игры (игры на взаимодействие);

•      социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

•      обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

•      психогимнастика;

•      чтение и обсуждение художественных произведений;

•      просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

•      дискуссии.

Главная цель проведения занятий, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями, — это:

•      обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;

Методы обучения конструктивному разрешению конфликтов

•      упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;

•      научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;

•      проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;

•      принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;

•      принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача воспитателя — обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Воспитатель вначале сам предлагает детям игры и активно в них участвует.

Со временем дети сами охотно выражают желание поиграть в определенные наиболее понравившиеся игры (например, в игру, в которой можно научиться улаживать споры).

Сегодня у детей больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в детском саду так и не приобретают этого социального навыка, но хорошие воспитатели могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и

правилам.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать

других целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Однако не каждый ребенок-дошкольник умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель может организовать беседу в соответствующе оборудованном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островокжеланий», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т. д.

Воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:

•      взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

•      не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;

•      не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;

•      не нападай на других, когда тебе плохо.

Поддержанию интереса к такому роду занятий способствует участие литературных героев и использование сказочных сюжетов. Так, к примеру, в гости к детям могут приходить волшебники — добрый и злой, в которого вселились «чудовища» (гнев, злость, обида), они дарят детям сказочную тарелочку и волшебное яблочко, с помощью которых неожиданно появляются разнообразные объекты. Познакомиться с детьми приходят Незнайка, Алиса и другие персонажи, которым ребята стремятся помочь.

Вниманию воспитателей предлагаются игры, которые помогают решать многие детские проблемы. Научившись сопере-

живать окружающим людям, ребенок может избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому ребенку, и тому, кто находится рядом с ним, и, как следствие, научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.