- Дидактическая игра(от пяти до шести лет)
- Сюжетно-ролевая игра(от шести до семи лет)
- Театрализованная игра (от шести до семи лет)
- Дидактическая игра(от шести до семи лет)
- Дидактическая игра(от двух до трех лет)
Театрализованная игра (от пяти до шести лет)
По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их меняться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному истолковывать один и тот же образ. Привычка действовать в роли только но показу воспитателя, склонность к стандартному поведению рождают шаблонность мышления. Обмен ролями предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой «оболочке» осваивать новые роли, подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, — интонацию, жесты, позу.
В старшей группе воспитатель действует преимущественно с помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы перевоплощение притягивало их, не стало скучным делом. С этой целью необходимо отводить место новым элементам, усложнять учебный материал, ставить новые перспективные художественные задачи. В этой группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы, воспитатель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой.
Полезно использовать в работе с детьми «ситуации погружения в роль». Например, педагог предлагает инсценировать русскую народную песню «Как на тоненький ледок». Для этого нужно выделить главных героев и продумать общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определяют ее основных героев — Ваню и двух его подружек, которые выбираются из числа желающих. Воспитатель просит детей объяснить характер героев, их эмоциональное состояние в ходе действия, ролевое поведение и взаимодействие. Вот Ваня —добрый молодец, он едет на коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и напевает. Вдруг — неудача, упал! Но веселые подружки подоспели вовремя, и у Вани нет времени огорчаться — он пляшет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой. Стоящие в кругу дети — свидетели событий — выражают свое отношение в движениях, подбадривают героев пением. Такова общая фабула инсценировки, и в процессе осуществления действий воспитатель на первых порах постоянно обращается к хору, к героям. Со временем дети все более уверенно действуют в рамках общего плана. В ролях Вани и подружек могут выступать всякий раз новые желающие, задача которых — предложить свои варианты в решении данных образов.
В старшей группе у детей появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, оригинальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Не сводя процесс творчества в драматизации к простой переделке сюжетов и изменению ролевого поведения конкретного героя, педагог должен стремиться к тому,
чтобы в результате такой трансформации возникло свежее решение, качественно иной образ, открылись новые возможности роли, интересные подходы к оформлению спектакля. Воспитатель, ориентируя детей на драматизацию, применяет различные педагогические методы: выразительное чтение, иллюстрированное рассказывание, фрагмен-тарно-эпизодное обыгрывание, беседу но сказке с анализом ситуаций. драматизацию с объединением детей в ролевые творческие группы.
В этом возрасте у дошкольников появляется желание участвовать как в самостоятельных мини-спектаклях, так и в более продолжительных постановках, осуществляемых с помощью педагога для показа младшим детям, сверстникам или родителям. Ребятам нравится наряжаться в костюмы, изображая определенных персонажей; разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм; готовить элементарную атрибутику, украшать место для выступления. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, особенно если это игра не «на показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Проживание в роли, взаимодействие с другими детьми-персонажами, игровая ситуация, возможность проявить себя — все это привлекает его внимание, дает чувство удовлетворенности и душевного комфорта при условии чуткого отношения воспитателя, создающего вокруг себя атмосферу любви и доверия.
Дети любят не только играть «для себя», но и выступать. К сожалению, выступление детей в детском саду иногда подчиняется задаче удивить взрослых и превращается в процесс бесконечных изматывающих репетиций, в котором нет места выдумке, терпеливому взращиванию талантов, а есть следование указаниям «давать план», «показывать свою работу». Выступления могут стать поистине радостным событием и для самих ребят, если работу но подготовке к сценической деятельности вести систематически, поэтапно, сочетая импровизацию с заучиванием, соблюдая меру в прямых указаниях, направляя процесс подготовки в творческое русло. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению, но важнее всего —удержать их интерес к игре, к готовящемуся театральному представлению. Предстоящий спектакль должен родиться, «выйти» из набросков и эскизов, сложиться из этюдной работы. Методы и приемы обращения к тексту произведения при помощи разного рода обыгрываний (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов и т.д.) и постановки всякий раз новых художественных задач способствуют ненавязчивому, постепенному, все более глубокому знакомству с предлагаемым произведением и параллельному непроизвольному запоминанию роли. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки воспитатель каждый раз уточняет с детьми их ролевое поведение, побуждает вступать в диалоги и постепенно подводит к заключительной части работы над пьесой: она превращается в спектакль. Для того чтобы воодушевить на спектакль
детей, которые уже давно знают сюжет и обсудили все его тонкости, переиграли в разных вариантах роли, воспитатель должен:
• загореться идеей постановки спектакля на сцене;
• предложить эту идею детям, объяснив, как это интересно — выступать на сцене в костюмах, среди декораций;
• в течение года рассказывать о театре, о театральных профессиях, о магическом воздействии театрального искусства на человека;
• предложить детям самим обустроить спектакль и привлечь к этому творческому делу родителей;
• убедить детей показать спектакль не только родителям, но и другим детям;
• призвать их не бояться трудностей и подготовить хороший спектакль.
После того как дети переиграли разные роли в сказке, которую решили поставить на сцене, воспитатель предлагает им определить окончательный состав выступающих. В этом возрасте ребята уже могут достаточно адекватно оценивать игру сверстников, поэтому при распределении ролей они учитывают личностные качества претендентов: соответствующая внешность (подходит для данной роли), артистические данные (сумеет выразительно сыграть роль), чувство товарищества (не подведет в игре), уверенность и деловитость (лидирует среди претендентов).
Наметив состав играющих, воспитатель говорит, что многим ребятам не досталось ролей, поэтому они должны сами решить, каким образом будут участвовать в спектакле. Общими усилиями выясняется, что в театре существует много профессий, которые являются очень важными, так как для создания спектакля нужен свет, грим, костюмы, декорации, музыка, массовка. Дети по желанию распределяются в творческие группы декораторов, гримеров, костюмеров, постановщиков, актеров, музыкантов, осветителей. В свободное от занятий время они под руководством воспитателя продумывают общий план подготовки: какие нужны декорации, что можно взять для музыкального сопровождения, какие обязанности у режиссеров-постановщиков, когда и где будут репетировать актеры, какое оборудование нужно для освещения, где взять грим и т.д. Затем идет работа с отдельными группами, творческая активность которых должна проявиться в разработке собственных проектов. Например, в «Сказке о бобовом зернышке» необходимо изобразить боб, который ежедневно растет и к концу сказки пробивается над крышей. Таким образом, перед декораторами встает задача осуществить этот замысел не только художественно, но и технически. Для этого можно сделать коллективное полотно, изображающее растущий боб и состоящее из нескольких частей, которые могут надстраиваться в ходе спектакля, имитируя его рост. С группой костюмеров нужно решить, во что одеть актеров, чтобы их костюмы соответствовали эпохе разыгрываемой пьесы. С музыкантами, прежде чем подбирать
сопровождение, нужно составить список музыки. Если нужные номера отсутствуют, можно предложить детям сочинить музыку для спектакля самостоятельно.
В старшей группе описанные выше виды работы только намечаются: сказывается отсутствие у детей опыта деятельности в некоторых областях, поэтому основная нагрузка по осуществлению подготовки к предстоящему спектаклю ложится на воспитателя, который корректирует, дополняет, изменяет, поддерживает и вдохновляет творческий процесс. Он должен помочь ребенку войти в какую-либо творческую группу, позволять переходить из группы в группу для того, чтобы определиться, где работать интереснее. В своем творческом порыве воспитатель не может быть одинок, ведь рядом с ним работает коллектив единомышленников, целый детский сад. Спектакль в детском саду —это настоящее событие для всего коллектива, и здесь не может быть равнодушных. Как артисты со стажем, имеющие большой опыт творческой работы в педагогическом театре, воспитатели других групп во главе с музыкальным руководителем являются хорошо организованной, профессиональной силой, в опоре на которую и должен работать каждый воспитатель. Театр взрослых — образец не только сугубо театральных умений педагогов, но и, что самое выжное, образец сплоченности, профессионального педагогического мастерства, творческих качеств. Дошкольники, столько раз видевшие своих любимых воспитателей в театральных постановках, доверяют их мнению, признают авторитет, восхищаются их артистизмом и поэтому всегда рады сотрудничать с такими творческими людьми. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь коллег, которые конкретным делом, советом помогут в подготовке и проведении спектакля.
Педагог должен установить тесный контакт с родителями воспитанников. Планируя работу по осуществлению постановки, он распределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по выражению Л. С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками детей», и только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель поручает родителям только ту работу, которую не в силах выполнить дети, а также ту, которую полезно делать родителям вместе со своими детьми, чтобы она увлекла их общим интересом. Например, к спектаклю «Волк и семеро козлят» необходимо сделать фартучки козляткам. Воспитатель предлагает это задание родителям, сообщая о намерении группы подготовить спектакль. Дети дома рассказывают о предстоящем спектакле, воодушевляя родителей на совместное творчество.
При подготовке спектакля большая нагрузка ложится на самых главных участников — актеров-исполнителей, ведь им придется не только репетировать, учить роли, чтобы не ошибаться во время спектакля, но и, что самое тяжелое, вынести груз психологического дискомфорта, который испытывают почти все выступающие артисты, особенно начинаю-
щие. Для преодоления страха детей перед сценой воспитатель своевременно предпринимает некоторые шаги: путем постепенного освоения содержания сказки определяются роли и выучивается текст; постоянный взаимообмен ролями в процессе работы позволяет не бояться лишиться исполнителя какой-либо роли в ответственный момент выступления, например, из-за болезни маленького актера. Дети уже имеют некоторый опыт выступлений в своей группе в небольших сценках, а также в младших группах. Педагог активно включает их во все моменты подготовки и проведения спектаклей. Дошкольники, не оснащенные знаниями и умениями в театрализованной деятельности, которым воспитатели «навязывают», чтобы ускорить выступление, не только саму постановку, но и все ее наполнение, диктуют шаблоны, демонстрируют отсутствие эстетического вкуса и приобретают отрицательный опыт.
Маленьким актерам следует объяснить, что поведение артиста на сцене отличается от поведения человека в игре, так как в первом случае надо играть роль для зрителей, а во втором — для себя. Актер должен быть артистичным, уметь выразительно говорить, двигаться в соответствии с игровой ситуацией, не теряться на сцене. Для того чтобы обезопасить себя от излишнего волнения, нужно репетировать. Воспитатель должен объяснить детям, что репетиции должны быть эффективными, правильно организованными: их нельзя пропускать; следует не отвлекаться во время работы, прикладывать старание, трудиться, общими усилиями постепенно достигать поставленной цели, ладить друг с другом, создавая дружелюбную атмосферу. Даже заключительные репетиции не могут преследовать только тренировочные цели: они должны быть организованы как творческое дело. На любой стадии работа с детьми не исключает творческого «прорабатывания» материала. Долгое «ведение» одной и той же сказки притупляет чувствительность к ней даже у взрослых, не говоря уже о детях, поэтому лучше иногда оставлять ее на время, а потом брать отдельные части для отработки элементов. Эпизоды можно постепенно соединять в единое целое, каждый раз увлекая детей новыми художественными задачами («Сегодня будем репетировать с музыкой и внимательно ее слушать», «Давайте попробуем сыграть в костюмах и посмотрим, как это повлияет на выразительность игры»).
На любом этапе работы нужно предоставлять детям возможность импровизировать, обдумывать ролевые ситуации. Так, обсуждая оформление театральной постановки, педагог просит их представить и описать обстановку действия, чтобы продумать декорации и правильно расставить их на сцене. Составляя план музыкального сопровождения, нужно учитывать стилевые особенности произведения. Например, при постановке русской народной сказки «Хвосты» следует использовать в музыкальном оформлении русскую народную музыку, подбирая для разных персонажей соответствующий характер звучания, настроение. Например, под мелодию песни «Заинька по сеничкам» бежит заяц, иод
мелодию песни «Уж вы сени», сыгранную в низком регистре и в медленном темпе, может выйти медведь, а под песню «Светит месяц» идет выбирать себе хвост свинья и т.д. При постановке сказок зарубежных писателей, например, сказки Ш. Перро «Золушка», логично взять классическую западноевропейскую музыку, например, клавесинную.
В этом возрасте дети могут не только оценивать игру сверстников, но и подсказывать верное решение, в некотором смысле даже руководить творческой группой. Так, ребята из группы режиссеров-постановщиков, просматривая фрагменты спектакля, анализируют вместе с воспитателем игру детей-актеров, делают замечания, показывают, как, по их мнению, надо играть, продумывают постановочное решение спектакля: где размещать декорации, куда направлять свет, когда включать музыку, какие нужны костюмы.
При распределении ролей следует учитывать возможности детей, с одной стороны, не давая большие или сценически сложные роли менее опытным, слабым детям и, с другой стороны, привлекая даже самых пассивных ребят к участию в общем деле. Все это лучше обдумать заранее; найти компромисс помогает наличие творческих групп (декораторов, костюмеров и т.д.), в которых может найти себе применение любой, даже самый слабый ребенок; при достаточном количестве ролей можно выбрать самую легкую роль или сочинить ее, например, в сказке о бобовом зернышке предложить такому ребенку роль самого боба: сначала он сидит на корточках, затем встает, потом становится на скамеечку и раскидывает руки в стороны — боб «растет». После исполнения такой роли пассивный ребенок проявляет активность, у него появляется радость творчества.
Важным этапом работы является извещение будущих зрителей о предстоящем спектакле. Дети по инициативе взрослого коллективно рисуют афишу и придумывают оформление пригласительных билетов. На афише можно указать имена исполнителей ролей, а пригласительные билеты — украсить рисунком на сюжет сказки.
Можно показать подготовленный спектакль родителям, сверстникам, младшим детям, жителям микрорайона, на территории которого находится детский сад. Родители всегда с интересом смотрят выступление своих детей, а те в свою очередь любят выступать перед родителями, показывать им свои достижения. Выступая перед сверстниками, дети стараются продемонстрировать актерские умения, показать свою взрослость. Когда их выступление смотрят малыши, дети становятся особенно серьезными, деловито приходят к ним в группу, приглашая на спектакль.
И вот наконец наступает торжественный день премьеры. В этот день в детском саду царит доброжелательная, праздничная атмосфера, отменяются все занятия. Детям предоставляется возможность спокойно подготовиться к спектаклю, который проводится утром или во второй половине дня. Родителям нужно посоветовать не приводить участвую-
щих в спектакле детей непосредственно перед началом выступления, потому что они не успеют проникнуться атмосферой ожидания праздника и вместо этого будут в спешке надевать костюмы, заставляя переживать других. С самого утра воспитатель настраивает детей на удачное выступление, вселяет в них уверенность в собственных силах, умело планирует день так, чтобы они не переутомились, ожидая праздник и участвуя в нем. Учитывая напряженное состояние выступающих, следует предоставить им в этот день наиболее комфортные условия, не привлекая к лишней работе (накрывать на стол, выполнять дополнительные задания). Во время праздника воспитатель поддерживает детей, помогает им в случае недоразумений, задает своим присутствием верный тон. По окончании спектакля выводит их на поклон и объявляет имена исполнителей. Затем можно предоставить слово родителям, которые поблагодарят детей за интересное выступление. Хорошим завершением праздника будет совместное чаепитие, которое позволит детям расслабиться, поможет снять напряжение.
Работа но развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля — все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Детям интересно учиться у взрослых, а взрослым — видеть, как быстро развиваются способности ребят, как из достаточно разрозненной группы складывается крепкий коллектив, с которым легко не только вести работу по драматизации и проводить другие занятия (дети становятся более дисциплинированными, умеют выражать свое мнение, чувствуют поддержку товарищей), но и воплощать самые смелые проекты, требующие высокой работоспособности, слаженности детского коллектива.