Занятие «Что мы знаем о воде-водице?»

Что мы знаем о воде-водице
Программное содержание. Закреплять знания детей о том, где берут воду (из крана, из реки, из колодца, из магазина); о круговороте воды в природе; о том, как вода изменяет землю (точит камни, прокладывает русла рек); что такое половодье, наводнение, шторм и цунами; о работе воды на мельнице и электростанции.
Материал. Костюм Великана, конструктор, головные уборы капитана, рулевого, кока и матросов. Иллюстрации с изображением половодья, наводнения, шторма, цунами; бассейн, коробка с бросовым материалом, камешки.
Ход занятия
Воспитатель.
В море белый дом плывет, Из него дымок идет. Вот и берег на виду, Дом как крикнет: «Ду-ду-ду».
Что такое пароход? Дети. Судно с паровой машиной.
Воспитатель. Поставили на корабль паровую машину — он из парусника превратился в пароход. Уголь в топке горит,труба дымит, вода в котле кипит, пар колеса вертит, колеса по воде лопатками шлепают — корабль по морю плывет. Вот и получается — пароход.
Воспитатель предлагает детям построить из конструктора пароход и отправиться на нем в путешествие по морю-океану. Дети распределяют роли, решают, кто кем будет на корабле, и надевают костюмы.
Воспитатель. По морю-океану широкому бежал белый пароходик, летел по волнам чайкой белокрылой, но вдруг — словно на подводную скалу налетел — и ни с места. Выбежал на палубу капитан, поглядел в бинокль и ахнул.
Воспитатель переодевается в костюм сказочного Великана.
Великан.
Я пучины повелитель, И хотите — не хотите ль, Только дальше, извините, Ваш пароходик не пойдет! Вот!!!
Выполните мои три желания, тогда отпущу. Первое желание — отгадайте загадки:
Утром бусы засверкали Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем — Ищем, ищем — не найдем.
(Роса)
Светит, сверкает, Всех согревает.
(Солнце)
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)
Ждали, звали, а показался
Все прочь побежали.
(Дождь)
Как вы думаете, в какое слово можно соединить все эти загадки?
Дети. Круговорот.
Воспитатель. Что такое круговорот?
Дети. Вода из океана испаряется в небо, с неба в виде дождя — попадает на сушу, с суши — опять в океан.
Великан. А если я возьму и выпью всю воду, что тогда будет?
Дети. Выпил бы ты, Великан, море-океан, и — конец круговороту воды.
Великан. Молодцы, моряки, справились с моим первым желанием, а теперь — второе: вспомните разные природные бедствия, связанные с водой. (Ответы детей.)
Великан предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением наводнения, половодья, шторма, цунами.
Затем проводится игра «Подбери и назови».
Дети подбирают картинки и рассказывают: что такое наводнение? (Затопление водой местности.) Что такое половодье? (Увеличение объема воды в реке в результате подъема ее уровня.) Что такое шторм? (Сильный ветер около 9 баллов, который вызывает сильное волнение на море.) Что такое цунами? (При подводных и прибрежных землетрясениях поднимается высокая волна, которая производит опустошительные разрушения на суше.)
Воспитатель. Хорошо справились и с моим вторым желанием. А теперь давайте проверим, что в воде тонет, а что плавает.
Великан приносит емкость с водой в виде маленького бассейна и разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, бумажные, резиновые).
Великан. А теперь мое третье желание. Какую работу делает вода на электростанции?
Дети. Дает электрический ток.
Великан. Как вода изменяет землю? Почему говорят: вода камень точит? (Ответы детей.) Давайте проведем эксперимент. У нас с вами есть маленький бассейн, из камней построим две дорожки и посмотрим, как вода проложит свое русло. Что произошло? Что случилось с нашими дорожками? Почему это произошло? (Ответы детей.) Пока я с вами проводил эксперимент, весь промок. Капитан, ответь мне, что нужно сделать, чтобы одежда быстрее высохла? Где быстрее высохнет одежда — в тени или на солнце? Почему? (Ответы детей.) Молодцы! Справились с моими желаниями, отпускаю вас. Придется другой кораблик захватить, силушку великанскую потешить.
Великан исчезает (воспитатель переодевается).
Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.