Зеленая аптека

Цель:вспомнить с детьми лекарственные растения и объяснить, как ими можно лечиться.

В руках у воспитателя красивая коробка, в которой находятся знакомые детям лекарственные растения: подорожник, одуванчик, мята и др.

Воспитатель. Когда вы заболеете, чем лечит вас мама?

Дети отвечают.

Да, мама вас лечит таблетками, микстурой, растираниями. А кто-нибудь полоскал горло с отварами трав?

Дети отвечают.

А кто-нибудь дышал над паром от горячей воды с лекарственной травой?

Дети отвечают.

А кто из вас лечил ранку на ноге, руке подорожником?

Дети отвечают.

Видите, дети, как можно много вылечить не таблетками, а лекарственными растениями, с которыми мы с вами знакомились ранее. А всегда ли надо идти в аптеку, чтобы приобрести подорожник, одуванчик, тысячелистник?

Дети строят предположения.

Правильно, не всегда, они растут на поляне, в лесу, их надо только вовремя сорвать. Это наши лекарства. А какого цвета растения?

Дети. Зеленого.

Воспитатель. Вот и получается, что эти растения — наши помощники, наша зеленая аптека.

У меня в руках не простая коробка, это маленькая зеленая аптека. Здесь находятся лекарственные листочки и растения. Кто на ощупь определит лист подорожника?

Один ребенок находит подорожник. Воспитатель хвалит его и говорит, что листочек надо помять, чтобы появился сок, и приложить его к ранке.

Путника друг — подорожник, Скромный, невзрачный листок, — Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лег. Многим из нас невдомек, Что отыскалось лекарство Тут же на тропке у ног. Вс. Рождественский

А теперь отгадайте загадку:

Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох.)

Если дети затрудняются ответить, то предложить им посмотреть в коробочке зеленой аптеки — может, отыщется там отгадка. Воспитатель или ребенок показывают детям мох.

Это мох сфагнум, он растет на болоте. В войну таким мхом пользовались партизаны, они вместо ваты прикладывали его к ранам.

На кустиках поляны подсушен в летний зной, Он партизанам раны лечил в глуши лесной.

Воспитатель предлагает детям потрогать на ощупь мох, рассмотреть его. Затем дети по очереди отыскивают в коробке лекарственные растения: каждый называет то, что ему досталось.

А теперь поговорим о витаминах: витамины продаются в аптеках, их можно сосать, как леденец, глотать, как таблетку, или получить с помощью укола. Есть витамины и в растениях, которые вы знаете, назовите эти растения.

Дети называют, а воспитатель поощряет их правильные ответы.

А еще где есть витамины?

Дети называют различные фрукты, овощи.

И крапиву, и щавель, и одуванчик люди употребляют в пищу, из них можно варить суп, борщ, делать салат.

А кому досталась мята? Это тоже растение из зеленой аптеки.

Один ребенок показывает листочек мяты.

Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.

Воспитатель достает из коробки листочки мяты, раздает их детям и просит слегка растереть между пальцами — понюхать, как они ароматны! Мяту можно засушить. Или принести корневища мяты и посадить их на грядки.

Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое?

Дети делают предположения.

Это домик личинки — пенницы или слюнявипы. Она высасывает сок из растений, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.