О данном разделе

Настоящий раздел представляет собой статьи по воспитательной деятельности. В ней обосновывается методика использования народных игр в воспитании дошкольников, раскрываются возможности для включения народных игр в воспитательный процесс современных дошкольных образовательных учреждений.

Пособие рассчитано на педагогов дополнительного образования, родителей, воспитателей, а также на самые широкие круги читателей.

Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Игра как деятельность человека – явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления, указывая на огромное воспитательное значение народных игр.

Понятие «игра» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие явления, как пляски, хождения под песни, подвижные игры и вообще веселье. Народные игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции. Так, для детей наиболее важными в игре являлись задачи физического и психического развития, для молодежи — знакомства, для взрослых — проведение досуга, для людей пожилого возраста — общение и преодоление одиночества.

Уважение к игре и понимание ее значения для воспитания можно найти уже в «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.), они отчетливо выражены в трудах известных педагогов Епифания Славинецкого (XVII в.), И.И. Бецкого (XVIII в.).

Со второй половины XIX века в России начинается осознанное и целенаправленное стремление к познанию народной игры. Собиранием, исследованием и пропагандой народных игр занимались И.П. Сахаров, В.И.Даль, Е.А. Покровский, П.Ф.Лесгафт и др. Первое специальное собрание русских народных игр, подготовленное И.П. Сахаровым, содержало некоторые педагогические характеристики описываемых игр, а «Детские игры, преимущественно русские» Е.А. Покровского явились одной из первых и блестящих попыток дать характеристику народных игр своего времени «в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной», что прямо указано в подзаголовке книги.

Значительный вклад в развитие и обогащение теоретических представлений о народной педагогике внесли в 20—60-е годы XX

века научные труды Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Г. Тайчи-нова. Они определили принципиальный подход к оценке и использованию педагогического опыта народов России, обосновали идею о необходимости изучения народных традиций воспитания.

В последние десятилетия народные игры являются предметом исследования многих педагогов, психологов, этнографов (Т.И. Бе-резина, Т.А. Бернштам, В.М. Григорьев, СВ. Григорьев, Д.И. Ла-тышина, И.С. Слепцова, И.И. Шангина и др.).

В XXI веке в России нередким стало конфликтное и агрессивное поведение детей. Причинами этого является падение престижа народной культуры, исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора. Так, из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды. А ведь именно игра помогает ребенку усвоить социальный опыт многих поколений, развивает умение соотносить собственные и общественные ценности и нормы.

Наметить пути выхода из создавшегося кризиса может творческое осмысление особенностей существования народных игр. Для этого необходимо знать традиционные народные игры, в которых заключен опыт воспитания, отшлифованный многими поколениями.

Предлагаемая вашему вниманию книга ставит перед собой за-. дачу рассказать о традиционных русских народных играх, которые и сегодня можно успешно использовать родителям и педагогам в воспитании детей.

Народные игры способствуют развитию силы, ловкости, выносливости; воспитывают чуткость к людям; учат детей общаться, помогают усваивать нормы и ценности культуры. Благодаря многим играм будет расширяться процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети будут учиться отстаивать свои интересы и свое место в социальной группе.