Происхождение и педагогический потенциал народных игр

Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории. Многовековой опыт человечества показывает, что игра – важнейшее средство воспитания ребенка. В сущности то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Известный отечественный педагог и психолог XX века Л.С. Выготский отмечал, что игра является «ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Именно в игре ребенок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Известный русский исследователь народных игр XIX века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У римлян игра означало радость, веселье. У немцев означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятия «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль — русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

«Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так: «Игра — один из видов деятельности человека и животных… Детская игра — исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении.детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

Известный чешский педагог XVII века Я.А. Коменский справедливо указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

На воспитательном и развивающем значении игры настаивали признанные мыслители и педагоги разных эпох и народов (Платон, Ф. Рабле, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.).

Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Игра, – говорил К.Д. Ушинский, — основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития.

Е.А. Покровский утверждал, что «в огромном большинстве игр детям должна быть предоставлена широкая свобода действий, посредством которых упражнялись бы их сообразительность, подвижность, известная доля самостоятельности». Вместе с тем анализ богатого конкретного материала (более 500 игр) привел исследователя к ряду существенных оговорок о границах самостоятельности в играх в связи с тем, что встречаются игры «малопригодные и даже прямо вредные». Существование вредных игр Е.А. Покровский связывал не с природной «предрасположенностью ко злу», а с социальными и педагогическими факторами, в числе которых одним из первых назвал неблагополучие в семье, что вынуждало детей «вместо открытого развлечения общественными играми прятаться по углам и задворкам и там играть в азартные игры: карты, орлянку и т.д.»

В современной литературе игра рассматривается как:

■   особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

■   социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;

■   деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

■   социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».

Игра — средство многогранное, о известно далеко не все. Но с уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая формированию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.

Социокультурный опыт людей выявляет противоречивые тенденции обозначения и классификации игр. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса каждой новой формации, идеологии разных социальных групп. Обогащение культуры досуга всегда служит предпосылкой развития общества. Но это обогащение может быть противоречивым, поскольку на него воздействуют принуждения, запреты, мода. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека, отражая национальные, этнографические, географические, исторические приметы. Разработка классификации осложняется тем, что игры отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами могут быть разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом — для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — для развлечения и т.д.

Классификация игр призвана стать ориентиром в их многообразии, источником информации об их воспитательном потенциале. В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр.

В педагогической литературе советского периода классификацию игр в начале 30-х годов XX века сделал В. Всеволодский-Гернгросс, который весь мир игровых явлений разделил на три основных формальных вида:

■   игры драматические;

■   спортивные;

■   орнаментальные.

Кроме того, он выделил еще три промежуточных типа:

■   спортивно-драматические;

■   орнаментально-драматические;

■   спортивно-орнаментальные, считая их самыми распространенными.

Я. Корчак в книге «Воспитание личности» представляет свое видение разновидностей игр и выделяет:

■   хороводы;

■   спокойные игры;

■   игры на проверку силы и знаний.

Интересный подход к классификации игр сделан Е.Н. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры следующим образом:

■   по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

■   по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

■   по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

В педагогической литературе также принято делить игры детей на три большие группы:

■   игры с готовыми «жесткими» правилами;

■   игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

■   игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Деление это, конечно, условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила.

Анализ игр с готовыми правилами дает основание выделить элементы игровой регламентации: личные цели играющего; положительные и отрицательные стимулы, связанные с изменением, сохранением игровых ролей и с окончанием игры; факторы регулирования времени и пространства игры.

Ряд современных педагогов и этнографов, в том числе И.И. Шангина, выделяют следующие виды игр:

■   пальчиковые;

■   драматические;

■   состязательные;

■   хороводные;

■   орнаментальные.

Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято различать по внешним признакам (содержание, место проведения, время проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и внутренним признакам (показатели, приметы, знаки).

Таким образом, классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей весьма важной. За ее основу С.А. Шмаков предлагает взять человеческую деятельность, которую игры отражают, и разделить все детские игры на следующие виды:

■   двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);

■   социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые игры, драматические, деловые игры);

■   комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);

■   интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры и др.);

■   игровые условности досуговой практики детей (знаково-символические средства). Практически всякую деятельность, связанную с условностями, условным поведением, можно отнести к игре: сигнал, атрибут, знак, символ, обряд, обычай, ритуал, церемониал и др.