Пояснительная записка

Уважаемые родители и воспитатели, мы предлагаем вашему вниманию авторскую педагогическую технологию развития ребенка дошкольного возраста

в театрализованной деятельности: пояснительную записку, методические рекомендации и разработки занятий для всех возрастных групп.

Данная педагогическая технология является экспериментальной и апробируется в течение 10 лет на базе дошкольного отделения УВК-лаборатории № 1679.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

•  нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием  воли, развитием памяти, воображения,  инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Все игры, представленные вашему вниманию, базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена.,.»).

Данная технология является иптегративпой, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, дизайн-технология, конструирование, изобразительная деятельность. Большое количество игр и упражнений находят свое применение на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Театрализованная деятельность стала неотъемлемой частью всех занятий, проводимых в УВК-лаборатории № 1679.

Данная авторская технология согласована с программой начальной школы «Театр — познание через игру». Она включает следующее:

I. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2.  Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).

3. Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театрах Москвы, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

4.  Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание родительского театра <*Театр для всех», «Домашний театр», совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта).