Третья неделя
Семья
Предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Семья». Напомнить, что мама ухаживает за маленькими детьми (куклами), кормит их, укладывает спать и т.д. Предложить детям отметить день рождения мамы (поздравления,’стихи, чай и т.Д-)-
Детский сад
Целевая прогулка по участку.
Обратить внимание на то, что выпало много снега, но мы без труда ходим по дорожкам. Кто позаботился о детях? (Дворник.) Обратить внимание на снежные постройки на других участках, дети сами их сделали и украсили. Будет очень обидно, если кто-то сломает эти постройки.
Родной город
Вспомнить с детьми название улицы, на которой находится детский сад. Если это доступно, рассказать, почему или в честь кого она так названа. Напомнить, что в городе много улиц и у каждой свое название. Вспомнить, как называются улицы, на которых живут дети.
Наша Родина
Рассмотреть с детьми дымковские игрушки.
— Сегодня я вам принесла игрушки. Их тоже сделали русские мастера. С какими игрушками, которые делают русские мастера, мы уже знакомы? {Сматрешками.)А из какого материала сделаны матрешки? {Из дерева.) А эти игрушки сделаны из глины. Вам нравятся эти глиняные игрушки? Вот эта игрушка непростая. {Показывает свистульку.)Это свистулька. В далекие времена любили играть с деревянными матрешками, а мальчикам нравились свистульки. Глину, как и дерево, всегда можно найти. Мастера делали из глины не только свистульки, но и вот таких козлят, петухов, даже красивых барышень. (Показывает все перечисленные дымков-
ские игрушки.)Одни мастера лепили игрушки, а другие их расписывали.
— Посмотрите, какие красивые игрушки! Что на них нарисовано? (Кружочки, клеточки, полосочки.) А какого они цвета? (Воспитатель подробно рассказывает об элементах дымковской росписи.)
— А начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. Повторите это название все вместе. (Дети повторяют хором и индивидуально.) Так и назвали эти глиняные игрушки —дымковскими. Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые глиняные игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире больше не умеют делать такие игрушки, только у нас в России!
Труд взрослых
Предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Почта». Помочь распределить роли. Вспомнить, что наблюдали на почте во время экскурсии. Спросить, что приносит почтальон детям домой, напомнить, зачем нужен труд почтальона.
Предметный мир
Занятие
«Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
Цель. Учить детей различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам (по назначению). Находить различия и сходство между предметами. Учить детей образовывать слова по аналогии. Обратить внимание детей на то, что все предметы сделаны руками людей и поэтому к ним необходимо относиться бережно.
Наглядный материал. Предметы посуды (настоящей). Обязательно включить предметы всех видов посуды: кухонной, столовой и чайной.
Ход занятий. Воспитатель вносит коробку, в которой находятся предметы посуды.
— Ребята, нам пришла большая посылка. Давайте посмотрим, что там такое? {По одному достает из коробки предметы, рассматривает каждый, выделяя его части, материал, форму, цвет.)
— Ребята, что это такое? (Достает кастрюлю.) А кастрюля какая, что вы можете о ней сказать? (Большая, белая, металлическая.) Что есть у кастрюли? (Ручки, крышка.)
— А это что? (Тарелка.) А какая тарелка? (Белая, с цветочками.) Для чего она? (Для супа.) Как ее можно назвать? (Если дети не ответят, воспитатель спрашивает, глубокая эта тарелка или мелкая.)
— А это что? (Чайник.) Какой он? (Большой, маленький, белый в красный горох и т.д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)
Таким образом воспитатель рассматривает все предметы, которые находятся в коробке, предъявляя их детям по одному. Когда все предметы будут стоять на столе, воспитатель предлагает детям сравнить их.
— Посмотрите, у каких предметов есть ручки? (Чайник, кастрюля, сковородка.)
— А у каких предметов есть крышки? (Кастрюля, чайник, сахарница.)I
— А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (Тарелки.)I
— Чем отличается тарелка от сковородки? (У сковородки есть ручка, а у тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из глины; сковородка не бьется, а тарелка может разбиться и т.д.)|
— Чем похожи сковородка и тарелка? (Круглые.)\
— Вот сколько много предметов было в коробке! А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковородка? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. В кастрюле мы готовим суп, а из тарелки его едим. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким? (Предположения детей.). ‘
—Предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом — посуда. Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)|
— Некоторые названия посуды звучат очень похоже. Посуда для сахара — это что? (Сахарница.) Посуда для селедки — это что? (Селедочница.)
Посуда для салата — это что? (Салатница.) Воспитатель следит, чтобы дети правильно выговаривали все слова.
— А вот другие названия. Посуда для масла—это что? (Масленка.) Для соли? (Солонка.) А для чая? (Чайник.) Для кофе? (Ко-фейник.) Для молока? (Молочник.)
— Давайте вместе накроем стол к обеду. Постелим на него скатерть. (Воспитатель стелит на свободный стол скатерть.) Я буду вас вызывать, и вы будете брать только один предмет посуды и ставить его на стол. (Дети выходят по одному и ставят на стол селедочницу, салатницу, солонку, масленку и др. Воспитатель обязательно просит называть предмет посуды, добивается, чтобы ребенок правильно произносил слово. Особенно следует обратить внимание на слово селедочница, которое дети, как правило, выговаривают неправильно.)
— Вот как красиво вы накрыли на стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками. (Воспитатель ставит вазу и салфетницу.)
Вам нравится, ребята?
— Посмотрите внимательно на стол и скажите, есть ли на столе предметы, которые не относятся к посуде? (Предположения детей. Если дети не догадаются, то воспитатель предлагает им назвать предметы, из которых не едят и в которых не готовят еду.)
Да, это ваза и салфетница.
— Итак, ребята, мы с вами сегодня узнали, что предметы, которые нам нужны для еды и для ее приготовления, называются одним словом — посуда.
— А сейчас поиграем. Я поставлю на стол несколько предметов. Здесь будут не только предметы посуды, но и другие предметы, которые к посуде не относятся. Попробуйте догадаться, что же здесь лишнее, что не относится к посуде?
Воспитатель ставит четыре предмета. Из них три предмета посуда, а один не относится к посуде, но близок к ней по некоторым признакам: горшок для цветов, ваза, ведро. Когда ребенок назовет лишние предметы, воспитатель спрашивает, почему он так решил. (Потому что в нем нельзя приготовить пищу и из него ничего не едят и не кладут в него еду.) Игра проводится 3—4 раза.
В конце воспитатель подводит итог:
—- Теперь, ребята, вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом — пссуца. Посуда сделана из разных материалов. Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду? (Из металла.) А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь. . Будет познавательно.)
— А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла — например салатница, или из глины.)
— Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется? {Да, разобьется.)Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо обращаться очень бережно. Когда вы будете дежурить, то вспомните об этом.
— А откуда у нас в детском саду посуда для еды? (Купили.) А в магазин се откуда привезли? Посуду делают на фабриках и заводах. Не все люди умеют делать посуду, для этого надо учиться. Это трудная работа! И конечно, если человек, сделавший чашку, увидит, как она разобьется, ему будет очень обидно. Ведь он так старался, трудился. И мы с вами будем очень бережно относиться к посуде. Дома, когда вы будете помогать маме накрывать на стол, вы будете тоже очень бережно это делать, чтобы ничего не разбить. За посудой надо ухаживать. После еды что делают с посудой? (Моют.) А если ее не мыть, то она может убежать от такого человека, как убежала от бабушки Федоры. (Если воспитатель еще не читал детям это произведение, то он говорит, что вечерам они его почитают.)I