- Занятие «Все работы хороши – выбирай на вкус»
- Занятие «Экскурсия на кухню»
- Занятие «Для чего нужна вода?»
- Занятие «Как мы лечимся»
- Тема «Труд»
Занятие по математике «Семейный бюджет»
Программное содержание. Ввести детей в мир экономических отношений; познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Заложить основы планирования семейного бюджета. З а -крепить известные детям математические понятия: больше – меньше, выше – ниже, слева – справа; количественный счет.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям назвать их любимые совместные игры и поиграть в игру «Семья» (участвуют две семьи). Педагог берет на себя роль ведущего и распределяет роли: мама, папа, бабушка, дочка; мама, папа, дедушка, дочка.
Воспитатель напоминает детям , что у каждой семьи должен быть дом, показывает картинку с изображением трех домов, различающихся по размерам, цвету, и предлагает каждой семье найти свой дом, используя описания, например: «Ваш дом выше зеленого, но ниже красного. Ваш дом – крайний справа». Затем дети определяют этаж, на котором живет каждая семья, и номер квартиры: «Номер вашей квартиры больше, чем 6, но меньше, чем 8. Ваш номер на 1 больше, чем номер квартиры соседей». Затем каждая семья должна выбрать ключ от своей квартиры, выполнив задание: среди множества ключей, изображенных на картинке , найти два одинаковых или выбрать один ключ, отличающийся от других.
Участники игры рассаживаются за столами, соответствующими номерам квартир. На столах заранее приготовлены корзиночки, карточки с картинками, изображающими предстоящие расходы семьи и кошельки с «деньгами (пластмассовыми кружочками). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, откуда в семье берутся деньги, и высказывает предположение, что деньги растут на деревьях и падают с неба. Выслушав ответы детей, обобщает: «Деньги зарабатывают родители, а дедушка с бабушкой получают пенсию».
Педагог показывает детям «деньги» (пластмассовые кружочки), говорит, что эти кружочки заменяют в игре настоящие деньги, и предлагает называть их кругляшками; раздает кошельки соответствующим персонажам и просит подсчитать доход каждого члена семьи. «Мамы», «папы», «дедушка» и «бабушка» на магнитной доске соответствующей цифрой отмечают свой доход.
мама – 5 мама – 4
папа – 3 папа – 6
дедушка – 2 бабушка – 3
Воспитатель предлагает каждой семье собрать все деньги, весь доход семьи, в одну корзину и назвать ее «семейный бюджет». Затем дети сравнивают доходы семей, уточняют, как можно израсходовать имеющиеся деньги. Педагог выслушивает предложения детей и вывешивает на доске соответствующие картинки, добавляет недостающие картинки; затем подводит итог: «Семья расходует деньги на продукты, на одежду, на учебу, на лечение, на транспорт, коммунальные платежи и т.д.».
Педагог предлагает каждой семье проблемную ситуацию: первая семья должна израсходовать на питание 4 кругляшки, купить дочке на день рождения юбку – 1 кругляшка, маме – новые туфли – 1 кругляшка , заплатить за квартиру – 3, на проезд билет папе – 1. Из корзинки берется соответствующее количество кругляшек и раскладывается на карточки с изображенными на них расходами. В результате корзинка – бюджет первой семьи – оказывается пустой – бюджет семьи исчерпан. Вторая семья тратит на питание 4 кругляшки, на новую мебель – 2 кругляшки, на коммунальные услуги – 3 кругляшки, дедушке на пальто – 1, на подписку – 1. У них в бюджете осталось 2 кругляшки. Воспитатель усложняет ситуацию: в первой семье дочка хочет заниматься музыкой, обучение платное, поэтому необходимо взять из семейной корзины еще 1 кругляшку; предлагает детям подумать и найти выход из создавшейся ситуации. Вторая семья думает , как купить папе машину за 10 кругляшек, если у них в бюджете осталось только 2.
Дети предлагают различные варианты решения проблем: сэкономить на чем-либо, воспользоваться услугами банка; папы могут подработать в свободное время, бабушки – что-нибудь сшить, связать для продажи.
Занятие заканчивается.