Занятие «Для чего нужна вода?»

Для чего нужна вода
Программное содержание. Закреплять знания детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу), где взять воду (из крана, из реки, колодца, магазина), зачем воду кипятят, как бережет и портит здоровье вода, что растворяется в воде, а что нет.
Предварительная работа. Познакомить детей с глобусом. Дидактическая игра «Кому нужна вода?» Чтение художественных произведений: К. И. Чуковский. «Федорино горе»; Б. В. Заходер. «Кит и Кот»; Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой».
Материал. Бутылочки с изображенными на этикетках рекой, минеральным источником, краном. Фильтр, марганцовка, вата, лист бумаги, активированный уголь. Для эксперимента (на каждого ребенка) стаканчик или баночка с водой, активированный уголь, таблетки, печенье, чай, кофе, сахар и картинки с их изображением.
Ход занятия
В о с п и т а т е л ь . Ребята, сегодня на занятии я хочу с вами поговорить о… (Раздается стук в дверь.) Сейчас я посмотрю, кто к нам пришел? Встречайте, это Глобусник. Посмотрите, как он интересно выглядит: сам круглый, в галошах, в одной руке зонтик, а в другой он держит что-то интересное для нас. Давайте спросим, зачем он пришел к нам.
Г л о б у с н и к . Я хочу рассказать вам о воде. Вода – это жидкость без запаха, вкуса и цвета. При температуре ноль градусов – превращается в лед, при ста градусах – в пар. Посмотрите на меня, вода занимает семьдесят один процент поверхности земли, а остальное – это суша. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов (около шестидесяти пяти процентов человеческого тела составляет вода). Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться очень бережно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Ребята, послушайте стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана -
Кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду -
Зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет
И нет водицы -
Нет, нет, нет.
А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду? (Ответы детей.) Сейчас я посмотрю в свой мешочек, но перед тем, как достать из него то, что там лежит, я хочу, чтобы вы сказали: где можно взять воду? (Из реки, из колодца, купить в магазине, из крана.) Где самая вкусная вода? (В роднике.) Какую воду можно пить? (Купленную в магазине, родниковую, из крана, если ее прокипятить.)
Глобусник достает из своего мешочка разные бутылочки, на которых наклейки-рисунки: минеральная вода, грязная вода с песком из реки, из крана.
Посмотрите, ребята, какую воду вы могли бы выпить сразу? (Минеральную.) Почему? (Ответы детей.) Сейчас я угощу вас этой водой. Понравилась?
Дети. Да.
Глобусник. Как бережет и портит здоровье вода? (Ответы детей.) Ребята, можно пить грязную воду? Почему нет? (Можно испортить свое здоровье.) Зачем воду кипятят? (Чтобы ее можно было пить.) Давайте проведем эксперимент – возьмем бутылку с водой из реки и профильтруем ее, посмотрим, что станет с водой.
Глобусник проводит эксперимент, показывая детям, как можно очистить воду.
Глобусник.А как еще можно очистить воду? (Ответы детей.) Давайте сделаем фильтр сами: возьмем бумагу, вату, марганцовку или активированный уголь и очистим воду. Теперь вода чистая. Ребята, вам нравятся мои опыты? Я хочу, чтобы вы тоже попробовали.
Перед каждым ребенком на столе стоит банка с водой, и лежат чаинки, уголек, марганцовка, печенье. На столе воспитателя лежат картинки, на которых нарисованы банка кофе, пачка чая и печенье.
Дети самостоятельно устанавливают, что растворяется в воде, а что нет. Глобусник спрашивает детей, что у каждого получилось, и предлагает выбрать картинку в зависимости от полученного результата.
Глобусник. Ребята, теперь вы знаете, для чего и кому нужна вода? (Ответы детей.)
Прозрачная, чистая, Струйкою льется. Плещется в море, Мерцает в колодце. Зверей и людей, И растенья напоит И дождиком чистым Всю землю умоет.
В реке, в океане
Прохладой ласкает,
Под душем и в ванне
Теплом согревает.
Нужна она всем на земле и всегда
Прозрачная, чистая эта вода!
Мне пора. До свидания, ребята!
В о с п и т а т е л ь . Ребята, понравилось вам играть с Глобусником? Что им понравилось? (Ответы детей.) Вы теперь знаете, зачем нужна вода? (Ответы детей.)