- Характерные особенности некоторых видов игр
- Происхождение и педагогический потенциал народных игр
- О данном разделе
- Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте
Значение народных игр в развитии личности
1. Игра как развлечение — одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие и т.п.
2. Воспроизводство игровых традиций — своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».
Педагогические функции детской игры реализуются благодаря семье ребенка, традициям и особенностям воспитания, которые сложились в стране. Народная игровая культура русского этноса складывалась в ходе многовековой исторической практики в чрезвычайно разнообразных естественно — географических условиях, отражала все стороны народной жизни из глубокой древности до сегодняшнего дня, отвечала насущным потребностям общества.
Следует отметить, что русские народные игры имели свои особенности. Отношение к детям во многом зависело от их возраста, поэтому важно, на наш взгляд, остановиться на вопросе возрастной периодизации детей и подростков, существовавшей в России, и в связи с этим рассмотреть особенности использования различных видов игр.
Детство начиналось с момента рождения человека, верхний же его предел был подвижен — от 13—14 до 18—19 лет (в отдельных областях России). Детство делилось на младенчество
(первые шесть-семь лет жизни) и отрочество. В младенчестве выделялся первый год жизни когда мальчиков и девочек называли «дите», «младенец». В этот период необходимо было научить ребенка сидеть, ходить. Много внимания уделялось телесному контакту ребенка с матерью для того, чтобы малыш уверенно чувствовал себя в но-
вом для него мире. Игры с младенцами, называвшиеся «пестуш-ками», «потешками», были просты, но в то же время учитывали физические и психические особенности развития ребенка. Они проводились под пение коротеньких песенок и включали в себя подбрасывание, качание ребенка на руках, приплясывание, притоптывание и т.н.
Главным занятием малыша до 6—7 лет была игра, которая заполняла всю его жизнь и являлась основной формой бытия. В игре реализовывались стоявшие перед этим возрастом задачи физического и психического развития. Через игру дети обучались бегу, прыжкам, тренировали память, внимание, приобретали навыки общения со сверстниками и взрослыми. Играя, они получали информацию о мире, в котором жили. Мальчики и девочки в основном играли вместе, у них было много общих игр.
■ Главным содержанием детских игр многих народов России являлась хозяйственная деятельность, преображенная фантазией ребенка. Именно в играх дети, подражая взрослым, воспроизводили основные трудовые процессы. Анализ литературы показывает, что многие детские ифы выполняли следующие функции:
■ способствовали приобретению детьми трудовых навыков;
■ готовили к трудовым нагрузкам;
■ моделировати жизнь взрослых людей;
■ воспроизводили жизненные ситуации, воссоздавали социальные отношения между людьми.
Отрочество, по мнению русских людей, начиналось с 7—8 летнего возраста и продолжаюсь до 15—17 лет. Воспитание мальчиков и девочек этого возраста становилось раздельным. Появлялся круг детских игр, который ориеитироватся на женский (материнский) труд (для девочек): приготовление пищи, прядение ниток, шитье и мужской труд (для мальчиков): охота, пахота и др. Помимо игр и хороводов, в России было много развлечений и увеселений спортивного типа, которые помогали детям освоить навыки
общественного поведения.
Подводя итог, следует сказать, что игра — единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое моего, занимаемое им в игре, уникально; В этом плане игра – стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.