Наблюдение за бабочкой

Воспитатель заранее ловит; бабочку и сажает ее в садок. Бабочку можно поймать и на прогулке, чтобы дети видели, как это делать правильно.

Воспитатель. В древние времена люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Бабочек называют летающими цветами. Когда-то богиня

цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было во всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И — о, чудо! — цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.

Давайте рассмотрим бабочку. Я покажу, как надо ее правильно держать.

Воспитатель достает из садка бабочку.

Держать надо за туловище, чтобы не помять нежные крылышки. Сколько у бабочки крылышек?

Дети отвечают, воспитатель уточняет их ответы.

Два одинаковых крыла у бабочки — это пара, т.е. пара больших крылышек и пара поменьше, а всего две пары. Если мы возьмем бабочку за крылышки, на пальцах у нас будет какая-то краска. Что это такое?

Дети делают свои предположения.

Это цветные чешуйки. Они очень нежные и даже при легком прикосновении стираются с крылышек. Поэтому, чтобы не повредить чешуйки и крылышки, бабочку надо брать очень осторожно, за туловище, вот так. (Показывает)

Окраска у бабочек яркая. (Рассматривают окраску.) Эта бабочка называется… (Можно рассмотреть махаона, крапивницу и т.д.) Рисунок одинаковый на обеих парах крылышек.

А есть ли у бабочки лапки? (Осторожно показывает.) У бабочки шесть лапок, с их помощью она передвигается по цветку и держится на нем.

Посмотрите на усики на голове у бабочки и хоботок. Усики как маленькие антенны, а хоботок свернут как спираль. (Объясняет детям, что значит «спираль».) Сидя на цветке, бабочка разворачивает хоботок и опускает его внутрь цветка — так она пьет сок-нектар, а на лапках переносит пыльцу с одного цветка на другой, в результате у цветков появляются семена.

А есть ли у бабочек враги?

Дети предлагают возможные варианты ответа.

У бабочек есть враги — это и птицы, и животные, и даже человек — своим желанием просто так поймать бабочку люди приносят им большой вред. Может, кто-то из вас видел, как кошки ловят бабочек?

Как же они защищаются от врагов? Одни бабочки яркой окраской, рисунком и движением крыльев отпугивают птиц, другие бабочки по цвету сливаются с растениями, и их не видно.

А есть ли польза от бабочек?

Дети строят предположения.

Как шмели, бабочки перелетают с цветка на цветок и переносят пыльцу, чтобы у растений было больше семян. А еще бабочки своей красотой и полетом радуют людей. Они вызывают восхищение, и мы говорим: «Ах! Какая красивая бабочка!» — и провожаем ее взглядом.

Одна бабочка особенно интересна. Это капустная белянка. (Показывает ее детям.) Поищите с мамой на грядках эту бабочку. Она часто порхает над капустой, репой. Что эти бабочки там ищут? Ведь у этих растений нет цветов?

Воспитатель выслушивает ответы детей, потом показывает им капустный лист, на обратной стороне которого можно увидеть яйца, отложенные бабочкой.

Давайте положим лист в баночку и понаблюдаем, что же будет происходить с яйцами бабочки?

Организуется опыт-наблюдение: дети увидят, как из яиц появятся гусеницы и будут грызть капустный лист и что в конечном итоге от него останется. Так можно детям показать, какой вред приносят капустные бабочки.

Воспитатель. Чем питаются бабочки?

Дети. Соком растений, травой; мошек они не едят.