Первая неделя
Семья
Предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Путешествие»: «родители» взять в путешествие «детей» (кукол). Напомнить, что о маленьких детях родители заботятся, все им рассказывают, показывают и объясняют. Во время игры побуждать детей к этому.
Детский сад
Обратить внимание детей на то, что на территории детского сада окопали деревья, посадили кустарники, цветы. Напомнить детям, что все это сделали взрослые люди, чтобы на участке было красиво. Привлечь к этой работе детей, объяснить, что участок нашего детского сада станет еще красивее.
Родной город
Побеседовать с детьми о приближающихся праздниках, спросить их, знают ли они, какой праздник весь наш народ будет отмечать 9 Мая. Обратить внимание детей на то, как украшен город — иллюминация, флаги, чистые улицы. Город стал красивым и па-рядным.
Прочитать стихотворение С.Маршака «Майский праздник в
Москве»:
Еще на ветках
нет листвы,
Но показались почки.
Вчера на улицах Москвы
Стучали молоточки.
Кто флаги вешал на фасад,
Кто буквы и портреты,
И город стал, как майский
сад,
В цветной наряд одетый.
Наша Родина
Занятие
«Наша Родина — Россия»
Цель. Воспитывать в детях любовь к своей Родине — России. Вызвать у них интерес к народному искусству. Закрепить знания о народно-прикладном искусстве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Наглядный материал. Иллюстрации с изображением природы России—г леса, горы, моря ит.д. красивых зданий, храмов. Предметы народно-прикладного искусства-— матрешки, дымковские игрушки, хохлома. Куклы в русских национальных костюмах.
Ход занятий. — Ребята, сегодня к нам на занятие пришли ваши знакомые—это куклы Аленушка и Иванушка. Они принесли вам разные картинки, давайте их посмотрим. (Выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России, а также различных красивых зданий, например Зимнею дворца, Петродвор-ца, других красивых зданий и храмов разных городов России)
— Что вы видите? (Дети перечисляют —лес, река, море и т.д.)
— Все это наша страна, в которой мы живем. Как она называется? (Россия.)
— Какая наша родина — Россия? (Большая, красивая, огромная, богатая, сильная и т.д.)
— И живут в этой стране очень талантливые люди. Аленушка и Иванушка принесли вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Давайте их рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства — матрешки, дымковские игрушки, хохломс-кая посуда.)
— Что вы здесь видите? (Дети перечисляют.)
— Все это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд и до сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.
— Все, что вы здесь видите делают только в нашей стране — России. Когда в нашу страну приезжают люди из других стран, они обязательно на намять о России увозят вот такие красивые предметы. Вам нравятся эти предметы?
— Аленушка и Иванушка хотят вам загадать загадки об этих предметах. Попробуйте их отгадать:
—Это игрушка. Она сделана из тины. Игрушка белая и разрисована разными красками. А узор очень необычный: это клеточки, а в клеточках разноцветные кружочки. (Дымковская игрупака.)
— Предмет, о котором я расскажу, сделан из дерева. Покрыт он золотой краской. А на золотом поле ярко-красные ягоды смородины, красивые зеленые листочки и тонкая-тонкая травка с завитка-ми. (Хохлома.)
— Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная. С ней очень интересно играть—можно разложить и сразу станет несколько кукол, сложить и снова будет одна кукла. (Матрешка.)
— Молодцы, вес загадки отгадали. Аленушка и Иванушка принесли вам еще кое-что. Посмотрите — это дымковская барышня, но юбка у нее белая и не очень красивая. А вот это крышка от хохломского столика. Вы видите она золотистого цвета и никаких узоров на ней нет. Сейчас вы будете русскими мастерами. Вам нужно будет украсить юбку дымковской барышни и крышку хохломского столика. А для этого Аленушка и Иванушка принесли вам разные детали. (Детали лежат на большом подносе все вместе.)
Мальчики будут украшать крышку хохломского столика, а девочки — юбку дымковской барышни. Все детали лежат вместе, поэтому, когда будете выбирать, внимательно смотрите, какие из них подойдут к дымке, а какие — к хохломе. Ведь дымковские игрушки и хохломские изделия украшаются по-разному. (Дети выполняют задание, воспитатель помогает им, советует, подсказывает, если дети затрудняются.)
Когда работа закончена, воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, исправляет, если будут допущены ошибки.
— Вы славно потрудились, а сейчас мы отдохнем. Вставайте в хоровод. Русские люди очень любили петь и водить хороводы. Возьмем в наш хоровод Аленушку и Иванушку. (Звучит грамзапись хоровода, который дети водили на музыкальном занятии.) После хоровода дети садятся.
—Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о России, о ее талантливых мастерах. О России написано много стихов, сложено много песен. Вот послушайте небольшое стихотворение М. Исаковского:
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти.
Примечание.
Для украшения дымковской барышни и хохломского столика необходимо подготовить следующий материал: на листах бумаги нарисована дымковская барышня, но с прорезанным силуэтом юбки и вырезанный силуэт крышки стола. Все это прикрепляется на фланелеграф. Элементы дымковской и хохломской росписи вырезаны из разноцветной бумаги и наклеены на фланель.
Дети украшают прорезанные силуэты юбки и крышки стола. Если дети делают что-то неправильно, ошибку легко исправить, убрав элементе фла-нслеграфа.
Труд взрослых
Побеседовать с отдельными детьми о тех, кто работает в детском саду (няня или помощник воспитателя, повар, прачки, медсестра), вспомнить профессии, имена людей, спросить, для чего нужен их труд и как дети им помогают (вытирают ноги, когда входят в помещение, не сорят, моют чисто руки, доедают еду).
Предметный мир
Побеседовать с детьми о свойствах и названии тканей. Рассмотреть свою одежду (рубашка, шорты, платье), спросить детей, из каких тканей они сшиты, рассказать об этих тканях (тон-
кая, толстая, гладкая, разноцветная, какой рисунок), вспомнить о свойствах ткани (прочная, легко стирается, гладится, сшивается).