Прогулка к ручью или реке

Цели:

—  познакомить детей с растениями и цветами, которые растут около воды или в воде;

—  напомнить правила поведения на речке.

В начале прогулки обговорить с детьми, как нужно вести себя около воды.

Воспитатель
(читает загадки)

♦    Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик — в роднике, А широкий — в море. (Река.)

♦    Бегу я лесенкой, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручей.)

♦   Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц и звезды — В нем все отражается… Как это зеркало называется?.. (Озеро, пруд.)

Сегодня мы познакомься с растениями, которые любят расти около воды, а некоторые и в воде. Почему ближе к воде трава гуще зеленеет?

Дети. Трава получает больше воды.

Воспитатель. Действительно, она больше ее «пьет», поэтому она густая, можно сказать «мощная». Одна ли трава растет на берегу?

Дети. Нет. Еще лютики, одуванчики, незабудки.

Воспитатель. А что это за желтый цветок растет около берега, и даже в воде?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Этот цветок — калужница, у нее золотистые цветки. А какое слово слышится в названии цветка?

Дети. Лужа.

Воспитатель. Калужница очень любит воду, поэтому в ее названии звучит слово «лужа».

Калужницу не следует рвать для букета, но я сорву одно ‘ растение, чтобы вы его рассмотрели.

Посмотрите, какие крупные у калужницы листья, они блестят, как будто покрыты лаком. Но и желтые лепестки у цветка яркие, красивые — он радует нас своим нарядом.

Калужница любит расти в воде и, когда воды мало, она ) страдает, становится мельче.

Около берега, прямо в воде, растет ива, ее ветки склоняются к реке, она отражается в ней, как в зеркале. Помните первые строчки загадки: «Глядятся в него молодые рябинки»?

А теперь посмотрите на дно ручья, пруда — видны ли камешки, песок? О чем это говорит?

Дети. Вода чистая, прозрачная, в ней водятся маленькие рыбки.

Воспитатель. Послушайте, как журчит вода, посмотрите, в какую сторону бежит она? Видите ли вы каких-нибудь птиц около воды и на воде?

Дети отвечают.

Помните, что нельзя бросать в речку мусор, ее надо беречь, охранять.

Про речки, ручейки поэты пишут стихи, композиторы, песни, а художники рисуют картины. Вода может быть и оздоравливающей.

Дети вспоминают стихи и песни о речках, описывают увиденные ранее картины.

Прогулка на луг

Цели:

—  уточнить знания детей о луговых цветах;

—  закрепить умение вести себя правильно на природе;

—  воспитывать любовь к родному краю.

Придя на знакомую лужайку, воспитатель предлагает детям оглянуться вокруг, посмотреть на цветы, траву, бабочек, послушать пение птиц.

Воспитатель. Сейчас я вам загадаю загадки, но загадки непростые, по ним надо отгадать название цветка.

♦    Голубое море разлилось вокруг. Глянула — не море это, а знакомый луг. И откуда краски столько голубой? Отгадай цветочек, Коля, дорогой. (Герань.)

♦    Я скажу про лепестки — Белые и длинные.

А сердечко золотое —

Как кольцо старинное. (Ромашка.)

♦    Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их.

И кто их только выдумал, веселых, голубых? Должно быть, оторвали от неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок. (Незабудка.)

♦   Это маленький цветок На короткой ножке Держит синий огонек

И грустит немножко. (Фиалка.)

♦    Кто узнает, отгадает, Про кого загадка? Кашку рвут, ее не варят. У кого отгадка? (Клевер.)

Воспитатель предлагает детям самим придумать загадки про знакомые растения, цветы. Хвалит тех, у кого это получилось.

Вы знаете, что про цветы написано много стихов, песен. Сейчас мы будем, как поэты, писатели, подбирать красивые слова к цветам: к фиалке, герани, ромашке, незабудке и т.д.

Дети называют слова, воспитатель хвалит их за удачное сравнение, образное слово, сам тоже подбирает нужные слова.

Дети   (читают короткие стихи и загадки о цветах)

Большеглазые ромашки

Дружат с клевером и кашкой.

Порезвятся на просторе.

Убегают в лес и в поле.

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис ирис.)

Эй, звоночки, синий цвет!

С языком, а звону нет. (Колокольчики,)

Воспитатель предлагает сорвать немного цветов для малышей.