Занятие «Огонь»

Огонь
Программное содержание. Рассказать детям о том, каким бывает огонь в природе, как человек может добыть огонь в природе, где и как человек использует огонь, что может быть причиной огня, что и как делают пожарные, какие опасности таит в себе огонь. Закреплять правила обращения с огнем. Расширять и обобщать их словарный запас.
Материал. Таблички с номерами телефонов. Иллюстрации с изображением пожарных машин, тушения пожара, молнии, вулкана.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, вы уже много знаете об энергии. А вместе с нами об энергии узнали два забавных человечка: Ах и Ох. Интересно, чем же они занимаются сегодня? Смотрите, наши друзья снова готовятся к путешествию. Помогите им выбрать те предметы, которые надо взять с собой в поход.
Дети выбирают необходимые для похода предметы и объясняют, зачем они нужны.
Воспитатель. Как вы думаете, все ли взяли Ах и Ох? Ничего не забыли? (Ответы детей.)
Если дети не вспомнят про спички, то педагог загадывает загадку:
Это тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся к нем, И любая из сестер Может вспыхнуть, Как костер!
Не шути с сестричками — Тоненькими…
(Спичками)
Воспитатель. Ребята, слушайте, что вчера произошло с Ахом и Охом. Ах пошел в магазин за продуктами для похода. Ох, оставшись один дома, решил поупражняться в разведении костра. Собрал бумажки и тряпочки, положил их на пол и поджег спичками. Бумажки быстро вспыхнули, и что началось в доме! Огонек быстро перескочил на скатерть на столе, а затем на занавески, комната быстро наполнилась едким дымом. Ох испугался и спрятался под кровать. Как по-вашему, что Ох сделал неправильно? (Ответы детей.) Конечно, вы правы: разжигать к остер дома нельзя, да и прятаться под кровать в таких случаях нельзя. Все могло кончиться очень плохо, но Ах, возвращаясь из магазина, увидел, что из окна идет дым, и позвонил по телефону. Кто из вас знает, какой номер телефона набрал Ах? Выберите карточку с этим номером. (Дети выбирают карточку с номером 01.) Кому позвонил Ах? (Ответы детей.) Правильно, по этому номеру телефона можно вызвать пожарную команду. Пожарные — это мужественные люди, которые тушат пожары и спасают жизнь попавших в беду людей. Пожарные быстро потушили огонь и спасли Оха. А командир пожарных Александр Петрович спросил, что Ах и Ох знают об огне. Они ответили, что огонь появляется от спичек и является источником энергии, тепла и света.
«Правильно, — сказал Александр Петрович, но огонь возникает не только от спичек, но и от молнии в грозу, и при извержении вулканов. Огонь таит в себе большую опасность, так как от пожаров сгорает не только жилье, но и загораются леса, гибнут люди, животные, птицы. Пожарные борются с огнем, заливая его водой из брадсбойтов, пеной из огнетушителей; у них есть машины с раздвигающимися лестницами, необходимыми для тушения пожаров в многоэтажных зданиях. Также пожарные используют вертолеты и самолеты для тушения лесных пожаров».
Давным-давно, когда человек не знал, что такое спички, он добывал огонь, высекая искры — ударяя камень о камень или быстро вращая ладонями деревянную палочку, вставленную в углубление в камне, пока от трения палочка не загоралась. Человек быстро понял, что огонь опасен, но при аккуратном обращении с огнем можно получать пользу от этого вида энергии. С помощью огня он научился не только освещать и обогревать свое жилище, но и плавить металл, делать стекло. Огонь помог человеку заставить двигаться пароходы, паровозы и другие машины.
Запомните, что есть правила обращения с огнем: нельзя баловаться с огнем, подносить легковоспламеняющиеся предметы, разводить костры в неположенных местах и оставлять костер не потушенным; дети могут разводить огонь только в присутствии взрослых.
От Александра Петровича Ах и Ох много узнали об огне. А что запомнили вы, ребята? (Ответы детей.) Правильно, ребята. Запомните, что, взяв в поход спички, надо уметь обращаться с огнем.