Занятие «Как трудятся животные»


Программное содержание. Дать детям представление о том, как трудятся дикие и домашние животные, насекомые; как домашние животные помогают людям.
Предварительная работа. Беседы о диких и домашних животных, чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, заучивание загадок, просмотр видеофильмов.
Материал. Иллюстрации с изображением жилищ животных; материалы, используемые для их строительства; баночка с медом.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята! Встречайте нашего друга Топтыжку!
Топтыжка. Здравствуйте, ребята! Вот и снова решил я к вам в гости пожаловать, все ходил я без дороги возле сосен и берез, все хотел увидеть вас, ну и вот пришел. Я слышал, что у людей много помощников-животных. А вы знаете, как они трудятся и помогают людям? (Ответы детей.) Я вам буду загадывать загадки о животных, а вы мне рассказывать, как они трудятся, помогая человеку.
Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается.
(Собака)
Дети отгадывают загадку, воспитатель уточняет их ответы.
Воспитатель. Сколько живут люди на земле, столько с ними рядом живет собака, которая помогает пастуху охранять стада овец от волков. В сибирской тайге она вместе с человеком охотится на соболя. Если нападет на охотника дикий кабан, собака бросится на него и остановит. На Севере ездовых собак запрягают в сани и ездят по тундре. На войне собаки-санитары помогали разыскивать раненых, а сейчас помогают разыскивать пропавших людей при взрывах, наводнениях, землетрясениях. Собака никогда не оставит человека в беде.
Топтыжка. Интересно, а теперь послушайте еще загадку:
Сама пестрая, Ест зеленое, Дает белое.
(Корова)
Дети отгадывают загадку.
Топтыжка. Слышал я, что есть домашнее животное с гривой, хвостом и копытами, мне интересно узнать, кто это и как это животное помогает людям. (Ответы детей.)
Воспитатель. А в монгольских степях трудно ездить на машинах, там люди ездят верхом на маленьких и лохматых лошадях, которые не мерзнут зимой в буран. Люди на лошадях пробираются по таежным тропам, перевозят грузы. Лошади — очень выносливые, о н и перепрыгивают через поваленные деревья, а если встретится на пути река, то переплывают ее.
Воспитатель проводит подвижную игру «Лошадки» (русская народная игра).
Воспитатель. Топтыжка, есть еще много домашних животных, которые помогают людям. Расскажи нам, а в лесу животные трудятся?
Топтыжка. В лесу и насекомые, и животные тоже трудятся. Я вам расскажу о насекомых, но сначала отгадайте загадку.
Мы — лесные жители, Мудрые строители. Из иголок всей артелью Строим дом себе под елью.
(Муравьи)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель . Муравьи — все время в работе, целыми днями они добывают корм и носят его к муравейнику; кроме корма носят к муравейнику строительный материал: солому, веточки, хвоинки. Давайте на минуту представим себя муравьями и построим дом.
Дети собирают в кучку веточки, солому, хвоинки.
Воспитатель. Вот какой домик-муравейник у нас получился! Муравьи — великие мастера. Вот еще загадка:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель. Правильно, пчелки — тоже великие труженицы, они дают людям мед. Топтыжка, а ведь ты тоже любишь мед? Вот тебе в подарок баночка меда.
Топтыжка. Спасибо! А в лесу еще живут белочки-красавицы. Чтобы сделать запасы на зиму, белочка много трудится: собирает шишки, грибы, ягоды, а для того, чтобы утеплить свое гнездышко-дупло — листочки, веточки. В наших лесах живет много волков, лисиц, зайцев, и все они много трудятся; а вот в Индии живут слоны. Людям они помогают тем, что работают в лесу, валят деревья, перетаскивают бревна.
Воспитатель проводит подвижную игру «Зайцы» (русская народная игра).
Воспитатель. Топтыжка! Как много ты нам рассказал! Спасибо!
Топтыжка. Это еще не все, на прощание я вам расскажу сказку «Мишкин молоток»:
«Услыхал Медвежонок, как Дятел стучит, взял молоток и стал в пень гвозди заколачивать: тук, тук.
— Эх, ты, — сказал Дятел. — Стучать-то с пользой надо. Я вот, например, деревья лечу.
Заткнул Медвежонок молоток за пояс и пошел по лесу пользу искать.
Тук-тук, починил Мышке тележку.
Тук-тук, прибил Зайцу ручку к двери. Тук-тук, помог Белке орешки расколоть.
…Устал Медвежонок. Решил передохнуть. А тут друзья к нему с подарками пришли и говорят: «Спасибо тебе, Мишенька!»
В.Степанов
А теперь, ребята, мне в лес пора, а вы на прогулке поиграйте в игру «У медведя во бору». До свидания!