Занятие «Откуда хлеб пришел»


Программное содержание. Закреплять знания детей о том, откуда на нашем столе появляется хлеб; о различных видах энергии; названия сельскохозяйственных профессий и машин. Активизировать речь детей. Воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают.
Материал. Иллюстрации по теме, водяная мельничка, ветряная мельничка (действующие модели), выпечка.
Ход занятия
Воспитатель.
Весна звенит ручьями, Стрекочет, как будильник, И зиму выключает, Как будто холодильник. И вот под снегом талым Распахнуты поля. Платком пуховым стала Широкая земля.
П. Синявский
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, откуда берется хлеб и сколько энергии тратит человек, чтобы на столе у нас всегда лежал свежий, душистый хлеб.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Кто это к нам пришел?
Входит Мельник.
Мельник. Я великий волшебник Мельник. А вы знаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб? (Земля, солнце, дождик, удобрения, люди.) А какие профессии нужны? (Ответы детей.) Какие машины помогают людям вырастить и убрать хлеб? (Ответы детей.) Молодцы. Сегодня я расскажу вам, что же еще нужно для того, чтобы мы могли каждый день есть вкусный хлеб, булочки, торты и другие вкусные изделия. Давайте отправимся в путешествие на поле, где собираются вырастить хороший урожай хлеба.
Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька — белый, белый хлеб.
Перед нами земля. Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастает хлеб? (Зернышки.) Мельник достает хлебные зерна и показывает детям.
В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, Будет целая семья.
А что нужно, чтобы зернышко взошло? (Дождик.)
Дождик, дождик! Лей, лей! Не жалей пузырей!
А что нужно, чтобы колосок созрел? (Солнышко.)
Золотое солнышко,
Ты согрей нам зернышко!
Солнышко пригревает, колосок наш созревает. Вот и созрел наш колосок. (Достает несколько колосков.) Хорошо быть волшебником. Вот как быстро мы вырастил и. колоски. А сколько сил и энергии тратят люди на выращивание хлеба! Но что же нам делать дальше?
Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Хлеб созрел.
Но к нам на стол
Прямо с поля не пришел.
С поля даже в магазин
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
А вот и элеватор. (Показывает иллюстрацию.) Сейчас я вам расскажу, что это такое, а пока давайте поиграем.
Проводится дидактическая игра «Какие машины помогают вырастить хлеб?». Дети должны отобрать из множества картинок с разными машинами изображения тех машин, которые помогают вырастить хлеб, из множества разных машин. Мельник рассказывает детям о том, что такое элеватор.
Мельник. А куда попадает зерно из элеватора? (На мельницу.) Посмотрите, сколько разных мельниц придумывали люди в разное время. (Показывает иллюстрации.) Вот это — ветряная мельница. (Показывает модель.) Посмотрите, как она работает. Ей помогает энергия ветра. Она заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку. А вот водяная мельница. (Показывает таз с водой и модель.) Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Эти мельницы работали от энергии воды. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали себе лучшего помощника — электрическую мельницу. Она работает круглый год, потому что помогает ей электрическая энергия. Ветряная мельница не может работать без ветра, зимой не может работать водяная мельница. Почему? (Ответы детей.) А электрическая мельница работает круглый год, потому что электрическая энергия идет к ней по проводам. Эта энергия является к человеку по первому зову, стоит только повернуть выключатель. Большая электрическая мельница — это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных или ветряных мельниц. Слово осталось старое, а работа на ней идет по-новому. На электрической мельнице все делают машины, а люди им только помогают. Ну вот я и закончил свой рассказ. А теперь мне пора. До свидания!
Воспитатель. А что же теперь делать с мукой, куда ее везти? (Ответы детей.) Правильно. Опять людям на помощь приходят машины.
Богатырь-муковоз на завод муку привез.
Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?». Дети встают в круг. Воспитатель по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.
Воспитатель.
От завода-автомата
Льется теплый, хлебный запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи. Сладкие коврижки.
А вот какой подарок оставил нам уходя волшебник Мельник.
Педагог достает поднос с разной выпечкой и большим караваем в центре.
Воспитатель. Сейчас мы будем пить чай с этими вкусными булочками. Но перед этим давайте вспомним, с какими видами энергии мы сегодня познакомились и кто еще помогает людям в их трудной работе. (Ответы детей.)
Занятие заканчивается чаепитием.