Занятие «О чем рассказала капелька»


Программное содержание. Закреплять знания детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу), какие есть водные развлечения (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть), какую работу делает вода для человека (на мельнице, на электростанции), что такое пароход.
Предварительная работа. Дидактические игры «Корабли», «Назови реки». Чтение книг А. Дитрих «Почемучка», Дж. Родари «Почему? Отчего? Зачем?»
Материал. Картинка с изображением капельки, иллюстрации с изображением кораблей, электростанции, водных развлечений; бассейн, бумажные кораблики.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кого я сегодня в гости к нам принесла. Это капелька, она хочет рассказать вам интересную историю, которая с ней произошла.
Капелька. Как-то выпал над лесным болотцем дождик. Тысяча капелек и я вместе с ними весело прыгали по кочкам, по камешкам, ныряли в темную воду. Познакомились друг с другом, подружились и решили дальше путешествовать вместе. Побежали из болотца быстрым ручейком, не успели оглянуться — стал ручеек речушкой, а потом и рекой. Плыли, плыли, болтали о том, о сем.
А река бежит, спешит, Солнце воду золотит. Вот у берега крутого Капля капле говорит: До свидания, сестрицы!
Капелька говорит: «Мне на работу пора». Я очень удивилась: «Что это за работа? Расскажи мне». Она мне и рассказала: «Вон на берегу — насосная станция. Я — туда. Как нырну в широкую трубу, как погонят меня насосы в большой город — окажусь я в каком-нибудь доме, в чьей-нибудь квартире. Откроет девочка или мальчик кран…» Ребята, а что они станут делать с этой водой?
Дети. Умываться, воду в чайник наливать, готовить еду, купаться, поливать растения и т.д.
Капелька. Оставили мы нашу подружку здесь, а сами поплыли дальше.
Капелька. Осталась я совсем одна и поплыла дальше, сначала в другую реку попала, а потом — в море. Смотрю, интересные корабли мне стали встречаться. Давайте поиграем в игру «Кто больше назовет кораблей, и как человек использует эти корабли».
У воспитателя на столе лежат картинки с изображением кораблей (пароходы; каравелла — большой многопарусный корабль; корабль — подъемный кран; корабль-пожарник; паром; военные корабли; крейсер «Аврора»; ледокол; корабль-рыболов; корабли-мусоросборники; корабли-нефтесборщики). Дети рассказывают о каждом из них, а Капелька показывает изображение корабля.
Капелька. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, я очень много узнала о кораблях. Плавала, плавала я по морю, и мне очень интересно стало, а какие бывают водные развлечения? Скучно мне стало одной плавать, расскажите!
Дети. В воде можно плескаться, купаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки…
Дети вместе с Капелькой пускают бумажные кораблики по воде в бассейне.
Капелька. Мне пора прощаться с вами, оказывается, просто так без дела плыть не очень приятно и совсем не интересно. Скорей бы мне, ребята, опять попасть в тучу, вернуться к ручейку, речному истоку. Уж я бы тогда все, какие есть, водные дела переделала! До свидания, ребята!
Воспитатель. Интересную историю Капелька рассказала? (Ответы детей). Теперь мы знаем, как к нам в гости Капелька приходит.